"Дилемма Левченко", или альтернативный сценарий президентских выборов

Пятиминутка субъективных политологических упражнений относительно предвыборных перспектив Прибайкалья на ближайший год.

Нет особого секрета в том, что Иркутская область является большой занозой в известном месте для Администрации президента. Здесь всегда что-то происходит, здесь плохо голосуют за власть, здесь каждые три года меняется губернатор.

Не важно кто стоит во главе региона — мягко-оппозиционный Левченко или сверх-лояльный Мезенцев — рейтинги «Единой России» и президента Путина в Прибайкалье продолжают оставаться одними из худших в стране.

Достаточно посмотреть на результаты различных выборов в Иркутской области за последние пять-семь лет, чтобы понять — достижение пресловутого результата 70% на 70% (явка и голоса за основного кандидата) здесь едва ли возможно.

Особенно печально дела обстоят с явкой. Выборы в Прибайкалье традиционно проходят в условиях крайне низкой явки, даже когда речь идет о скандальных, резонансных и конкурентных выборах губернатора в 2015 году или большой, мобилизационной, хорошо организованной кампании по выборам президента в 2012 году.

К слову, о прошлых выборах. Сухие цифры без иллюзий и романтики. Март 2012 года, Иркутская область, у руля губернатор Мезенцев: явка 56%, это четвертый результат с конца; голоса за Путина — 55,4%, это восьмой результат с конца.

Вот и думайте.

Можно, конечно, в добровольно-принудительном порядке убрать губернатора Левченко, завести на область очередного «молодого технократа», попытаться влить в территорию мощный политтехнологический ресурс, зачистить оппозицию.

Даст ли это гарантию беспроблемного избрания Путина при высокой явке? Совсем не факт. Спровоцирует ли это новый виток политического обострения, войны элит и общей нестабильности? Однозначно да. Тем более когда на дворе середина апреля, и до Единого дня голосования-2017 всего четыре месяца с хвостиком. В такие сжатые сроки хорошую губернаторскую кампанию организовать почти нереально.

Проще всего в описываемых условиях взять на вооружение инерционную модель: т.е. оставить все как есть, гарантировать губернатору Левченко сохранение статус-кво в обмен на посильное участие местной администрации в выборах на стороне кандидата Кремля. В этой случае президентская кампания на территории Прибайкалья пройдет по лекалам выборов в Госдуму-2016, что подразумевает низкую явку, отсутствие внятной политической повестки и относительно легкую победу Путина при одновременно неплохом результате кандидатов от КПРФ и ЛДПР.

Но такой сценарий не решает главную задачу — максимально мобилизировать путинский электорат и обеспечить основному кандидату предельно легитимную (насколько это возможно) победу.

Инерционная повестка хороша, когда народ готов терпеть и ждать спасения от Царя-заступника. Но готов ли народ терпеть бесконечно? У нас вообще-то все плохо: кризис пятый год, заплаты падают, заводы закрываются, дороги как были дерьмом, так и остались. Навальный все популярней, молодежь лезет на фонари, дальнобойщики бастуют.

Селяне зажигают факелы.

Сегодня власти нужна именно что мобилизация. Один из возможных вариантов — продолжить экспериментировать с Иркутской областью через выдвижение Левченко в президенты от КПРФ.

Левченко — это новый-старый конь, который не испортит борозды. Достаточной самостоятельный, чтобы не выглядеть мальчиком на побегушках АП, и при этом на 100% встроенный в систему Кремля.

В масштабе страны фигура Левченко незаезженна и способна сплотить вокруг себя не только ядерный электорат КПРФ, но и значительную часть общепротестных голосов.

Надо понимать, что цель любого формально не кремлевского кандидата в текущих условиях — перехватить голоса условной «партии Навального». Для Кремля важно нейтрализовать активность этой «партии» через голосование за системных политиков. Здесь интересы АП и традиционных политических сил полностью совпадают.

Конечно, выдвижение Левченко будет означать, что КПРФ наберет в Иркутской области хороший процент. Однако недостаточно хороший, чтобы обойти Путина. С другой стороны путинский электорат будет максимально отмобилизован — это неизбежно при проведении конкурентной кампании. Лучше победить в проблемном регионе при высокой явке и наличии реального (но управляемого) оппонента, чем торжествовать на пустых урнах для голосования.

Одной областью можно пожертвовать, легитимность важнее. Ну а «70 на 70» нарисуют во всяких кемерово и грозных, благо опыт имеется.

После выборов Левченко или переберется в Москву, встав во главе частично обновленной КПРФ, или вернется в Прибайкалье с репутацией «крупного федерального политика, проигравшего Путину без потери лица».

Позиции КПРФ внутри области по итогам участия Левченко в выборах если и укрепятся, то не слишком драматично, ведь «Единая Россия» всегда может сказать: «Смотрите, этот человек проиграл выборы даже в своем родном регионе, так ли уж он хорош, как губернатор?»

Таким образом, «дилемма Левченко» вполне может разрешиться в пользу Кремля, хоть и не без некоторых локальных потерь, каковые потери в любом случае неизбежны в условиях, когда страна вступила в большой электоральный цикл на фоне безнадежного экономического спада и протестного оживления в самых разных социальных группах.

Чтобы победить режиму придется кем-то и чем-то пожертвовать. Иркутскую область в этом смысле не жалко, потому как «лучше Левченко, чем Навальный».

"Дилемма Левченко", или альтернативный сценарий президентских выборов
00:52
585
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...