Монгольские исследования воздействия на Байкал ГЭС на Селенге недостаточны

Исследования предполагаемого воздействия от строительства ГЭС на реке Селенга в Монголии на Байкал недостаточны. Как 4 мая 2017 года сообщает «Тайга.Инфо», об этом заявил научный сотрудник Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН Дмитрий Матафонов. По его словам, прежде чем проводить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), необходимо было провести региональную экологическую оценку, которую используют на ранних этапах планирования, до принятия решений о конкретных проектах.

Учёный отметил, что представленные в марте в Бурятии технические задания по строительству ГЭС несовершенны. «Сложно представить, как можно в обозначенные временные рамки (8–13 месяцев на региональную экологическую оценку и 18 месяцев — на оценку воздействия на окружающую среду) на высоком уровне выполнить столь объёмные исследовательские работы, исследовать на предмет влияния проектов бассейн реки, который ещё в слабой степени изучен с экологической точки зрения, и при этом получить объективные данные», – комментирует Дмитрий Матафонов.

Он сообщает, что серьёзные исследования экологии реки Селенга и её дельты проводились, но зачастую они были разрозненными. Имеющиеся данные подтверждают, что Селенга играет значимую роль в жизни Байкала, является критическим местообитанием для мигрирующих промысловых и исчезающих видов рыб, многочисленных других видов биоты. «Технические задания, которые выставлены монгольской стороной в части исследований биоты, очень скромные», – говорит биолог. Вопросы вызывает и состав исполнителей РЭО и ОВОС. Команда консультантов, изучивший блок водной биоты, включает одного ихтиолога и одного эколога-лимнолога, что совершенно недостаточно для определения всех возможных ответов экосистем реки Селенга и Байкала на потенциальные изменения. «Для этого требуется больший опыт полевых и аналитических работ, нежели указанный в требованиях к этим кандидатам – 10 лет. По этому требованию формально могут подойти специалисты и низкого уровня подготовки. Кроме того, в требованиях ничего не сказано об опыте работы с участками Всемирного природного наследия. Все это может оттолкнуть от участия в конкурсе настоящих специалистов», – пояснил учёный.

По его словам, для такого серьезного исследования специалистов должно быть больше, чтобы охватить все элементы водных экосистем. А поскольку проект предполагает изучение и социальных вопросов, то руководитель команды должен не только обладать широтой кругозора, но и иметь опыт в проведении исследований подобного масштаба, чтобы выдавать окончательную оценку действиям, которые могут быть проведены в бассейне Селенги. «Полагаю, что минимальные 15 лет опыта и степень магистра, предъявляемые в техническом задании к кандидатуре руководителя, в нашем случае недостаточны», – заключил Дмитрий Матафонов.

Учёный отметил, что важно обследовать район влияния предполагаемого проекта в разные сезоны: зимой необходимо понять, какие условия жизни складываются в воде в подледный период, весной – в период размножения организмов (в мае – июне), летом – в момент цветения водорослей, осенью – каким сообщество организмов вступает в подледный период. А затем вновь повторить наблюдение, чтобы замкнуть годичный цикл наблюдений.

Помимо этого, необходимо время на обработку полевого материала и анализ данных, включающих идентификацию собранных организмов и определение их количественных характеристик. В конечном итоге на основе информации о флоре и фауне на участках, которые предположительно могут попасть под воздействие ГЭС, формируется детальный отчет. На такие подробные исследования требуется не менее двух лет. Несмотря на длительность, они позволяют понять границы воздействий на экосистемы.

Фото с сайта портала «Тайга.Инфо». 

Монгольские исследования воздействия на Байкал ГЭС на Селенге недостаточны
11:38
485
Байкал Инфо
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...