Политика, здравый смысл и интересы избирателей: Телеинформ – о подробностях обсуждения коммунистической инициативы о референдуме

Иркутская область, 14.06.17 (ИА «Телеинформ»), — Первая июньская сессия Законодательного собрания Приангарья, прошедшая 14 июня, стала знаковой для будущей политической жизни не столько региона (хотя опосредованно и его тоже), сколько для Иркутска – обсуждали вопрос о референдуме по возвращению прямых выборов мэра. После долгого и порой эмоционального обсуждения парламентарии не признали вопрос референдума соответствующим региональному законодательству.

Напомним, на референдум предложен был вопрос: «Согласны ли вы, чтобы в Иркутской области был принят закон Иркутской области, предусматривающий избрание всех глав муниципальных районов, городских округов на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?».

За то, чтобы признать эту формулировку приемлемой, проголосовали шесть человек, девять выступили против, 15 – воздержались, ещё пять не голосовали.

– Мы считаем, что сформулированный вопрос не допускает множества толкований и составлен правильно. Это юридическое решение, и никакого политического подтекста быть не может, – заявила депутат ЗС Приангарья от КПРФ Ольга Носенко, представившая инициативу по проведению референдума.

Однако депутатов волновал широкий спектр вопросов. Большинство парламентариев и ранее, и сейчас подчеркивали, что с темой референдума связано много смежных вопросов – от экономических (речь о средствах из бюджета, которые пришлось бы потратить на кампанию) до социальных (ответственность перед избирателями не только города, но и всей области, у которых есть более насущные проблемы) и политических (референдум как способ поднять явку на президентских выборах).

В частности, вице-спикер ЗС Наталья Дикусарова подчеркнула:

– Депутат Законодательного собрания имеет право задать любой вопрос, который посчитает нужным в ходе обсуждения той или иной темы. Для меня, как главы бюджетного комитета, важно, во сколько обойдется референдум. Избиратели, которые не относятся к Иркутску, спросят, куда можно было бы потратить деньги более эффективно?

Напомним, по словам главы Избирательной комиссии Иркутской области Эдуарда Девицкого, сейчас средняя стоимость региональной избирательной кампании – 230 миллионов рублей. Причем, чтобы референдум состоялся, нужна явка не менее 50% избирателей плюс один голос.

– Если решение примут, мы будем просить деньги на широкую информационную кампанию, чтобы привлечь избирателей прийти поучаствовать в референдуме, – пояснил Эдуард Девицкий.

Замруководителя аппарата ЗС Иркутской области Алексей Петров подчеркнул, что избирательная практика в Иркутской области показывает, что явка даже на выборах губернатора и депутатов регпарламента существенно ниже, чем нужно, чтобы референдум признали состоявшимся. Это кампании, касающиеся интересов всех избирателей региона. В случае с референдумом, все-таки, речь, в основном, идет о жителях областного центра

Напомним историю вопроса о референдуме. Итак, весной 2017 года представители КПРФ в Иркутской области предложили провести референдум, чтобы вернуть в Иркутске прямые выборы мэра.

Теме было посвящено не одно заседание, где авторы идеи высказывали самые разные доводы в пользу своей инициативы, при этом четко придерживаясь линии, что референдум необходим именно в день президентских выборов.

Среди целей называли и повышение явки на президентских выборах, и желание существенно сэкономить региональные бюджетные средства на сам референдум (если его провести в рамках федеральной кампании).

Позже прозвучали новые аргументы. На заседании иркутского Клуба публичной политики 24 апреля второй секретарь областного комитета КПРФ Евгений Рульков заявил, что главной целью является желание закрепить право всех жителей Иркутской области (а не только областного центра) на прямые выборы глав территорий.

Наконец, накануне сессии, 13 июня, депутаты ЗС обсудили вопрос на заседании комитета по госстроительству. Председатель комитета Борис Алексеев напомнил, что практически во всех МО Иркутской области (кроме областного центра) выборы глав и мэров – прямые. Что касается избрания мэра Иркутска, то Конституционный суд подтвердил законность существующей в областном центре модели формирования местной власти. Однако, если население города изъявит желание, к вопросу можно вернуться после завершения полномочий действующего мэра.

На вопрос, проводился ли сбор подписей среди жителей других территорий Приангарья (ведь референдум предлагается организовать по всей области), члены инициативной группы не смогли дать положительный ответ. Соцопросы о том, нужны ли населению других городов и районов прямые выборы мэра Иркутска, также не проводились.

Ответить на вопрос, во сколько обойдется бюджету Иркутской области проведение такого референдума, члены инициативной группы тоже не смогли, сославшись на то, что «будет дешевле, потому что совместится с выборами президента РФ».

Яркая дискуссия продолжилась и на следующий день – 14 июня. Борис Алексеев уточнил у коммунистов, какие изъяны они видят в нынешней системе управления городом, какие есть замечания к мэру, команде, думе города, что так настаивают на референдуме.

Член фракции КПРФ в ЗС, участница инициативной группы Ольга Носенко заверила, что речи о недовольстве нынешним положением вещей не идет, и у авторов инициативы нет претензий к властям областного центра:

– Однако депутаты думы избирались в 2014 году, а мэра из их числа назначили в 2015-м. То есть депутаты, ведя свои кампании, не знали на тот момент, что из их числа выберут главу. Может, если бы было по-другому, они иначе бы вели кампанию или бы в выборах участвовали другие люди.

Наталья Дикусарова задала вопрос, почему – если, по словам инициаторов, референдум призван защитить права всех избирателей региона и  закрепить везде прямые выборы глав – в тексте законопроекта не отражены сельские поселения (в вопросе, предложенном коммунистами, ничего про глав поселений не сказано, – прим. ред.).

– Это ошибка или последовательная позиция, что там тема прямых выборов неинтересна? – уточнила вице-спикер.

Ольга Носенко пояснила, что, конечно, основная идея референдума – в том, чтобы вернуть прямые выборы мэра областного центра. Но заодно решили закрепить референдумом порядок для других муниципалитетов, чтобы «не посягали».

В свою очередь замруководителя аппарата ЗС Алексей Петров подчеркнул, что одним из требований проведения референдума является то, что вопрос должен иметь важнейшее государственное значение для всего региона, а в данном случае это не так. Кроме того, он пояснил: нет серьезных оснований совмещать референдум с президентскими выборами – формально ничего не мешает его провести в конце 2017 года. Правовых предпосылок откладывать референдум нет, но тогда, если его проводить отдельно, то с высокой долей вероятности можно говорить, что он не состоится: явка в Иркутской области, как было сказано выше, обычно не превышает 30-40%. В связи с этим Алексей Петров поднял вопрос обоснованности финансовых затрат.

Вице-спикер ЗС Андрей Лабыгин спросил, рассматривали инициаторы ситуацию, когда, например, референдум состоялся, и избиратели не высказались в пользу предложения:

– Будет ли это означать, что все главы муниципалитетов будут избираться автоматически непрямым голосованием, и все МО должны будут изменить форму выборов?

Точного ответа коммунисты на этот вопрос не дали, решив снова призвать к рассмотрению вопроса «исключительно по существу», не выходя за пределы формулировки в повестке. Судя по всему, ответа на вопрос у авторов инициативы на тот момент не было.

Депутат Роман Габов, поддерживающий инициативу, высказал мнение, что «при всех доводах» не видит логики в нынешней ситуации, когда у всех муниципалитетов есть прямые выборы главы, а в Иркутске нет.

Советник губернатора Иркутской области Сергей Шишкин также высказался в поддержку референдума:

– Референдум направлен на определение волеизъявления граждан по вопросу установления прямых выборов. Вопрос, выносимый на референдум, должен соответствовать законодательству. Он требованиям полностью соответствует, сформулирован так, что исключает возможность множества толкований.

Неоднократно высказался за референдум и депутат ЗС Владимир Матиенко. Как и на заседании накануне сессии, он раскритиковал «Единую Россию»:

– Кто кашу-то заварил, что сейчас все взбудоражены, обсуждают? Партия «Единая Россия». Я родился в Иркутске и живу здесь, я горжусь, что являюсь его жителем. Горожане всегда имели свою позицию. Нечестно, несправедливо, некрасиво так делать. Все равно мы вернем городу прямые выборы мэра. КПРФ подаст в суд, и мы через суд это сделаем. За нами правда, справедливость, за нами стоит наш город, – завершил на высокой ноте парламентарий.

Однако Борис Алексеев призвал коллегу уважать депутатов и принятые всем корпусом ЗС решения, а также подчеркнул, что вопрос очень серьезный и ответственный. Он пояснил, что вопрос референдума ограничивает права избирателей, поскольку закрепляет единственно возможный способ избрания глав МО. Но ситуация может измениться, и вдруг они захотят избрать глав муниципалитетов непрямым голосованием. Необходимо учитывать и возможность получения отрицательного ответа (то, о чем говорил Андрей Лабыгин). Также Борис Алексеев отметил, что совмещение референдума (с не актуальной для большинства избирателей повесткой, — прим.ред.) с президентскими выборами может не подстегнуть явку, а напротив — сыграть злую шутку и привести в обратному результату.

Так или иначе, депутаты высказали свою позицию на сессии. Инициатива по провдению референдума не получила поддержки Законодательного собрания. Ольга Носенко заявила о том, что инициативная группа оспорит это решение в суде.

17:45
572
Телеинформ
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...