Адвокат Кажаевой: «Наши требования невпопад, но от чистого сердца»


Неясная мотивация, сумбур из аргументов и фиаско в суде. Иск экс-заместителя председателя думы Ангарского муниципального образования (АМО) Светланы Кажаевой (на фото) к Законодательному собранию Иркутской области остался не только неудовлетворенным, но и непонятым. Женщина пыталась признать недействительным закон № 149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области», другими словами – признать незаконным образование Ангарского городского округа (АГО). Она заявила, что закон принят исключительно по политической воле бывшего губернатора Прибайкалья Сергея Ерощенко, не отвечает федеральному законодательству, а также нарушает права всех местных жителей.

Законодательное собрание, конечно же, с заявлениями Светланы Кажаевой не согласилось. Позицию ответчика полностью поддержали заинтересованные стороны: в судебном разбирательстве приняли участие представители губернатора Иркутской области, думы и администрации Ангарска. После заслушивания аргументов обеих сторон о необходимости отказать в удовлетворении иска заявила и представительница региональной прокуратуры. Прокурор Елена Мальханова отметила, что доводы истца не основываются на нормах права, а причинно-следственная связь между рядом представленных доказательств отсутствует. Сергей Бартель, адвокат Светланы Кажаевой, в суде честно признал, что позицию свою истцы выразили «невпопад», и объяснил – это по неопытности. К слову, в ходе рассмотрения административного дела исковое заявление уточнялось дважды.

– Благодарю за внимание суд и участников процесса, все проделали большую работу. Светлана Борисовна только учится на юриста, у меня иная практика, поэтому может невпопад у нас это все получилось, зато от чистого сердца. Полагаю, мы смогли донести свою позицию до участников процесса, все, что мы смогли собрать в кучу, мы собрали, – выступил Бартель в суде.

Попытки систематизировать эту кучу можно начать с хронологии событий. С 2004 года Ангарск вместе с Мегетским, Савватеевским и Одинским поселениями входил в состав Ангарского муниципального образования, наделенного статусом района. Согласно закону № 149-ОЗ от 10 декабря 2014 года с 1 января 2015-го все эти территории были объединены в Ангарский городской округ. По данным с сайта Иркутского областного суда, исковое заявление от Светланы Кажаевой о признании данного закона недействительным было принято к производству 31 июля 2017 года. Тут стоит сказать о причинах, по которым она обратилась в суд через 2,5 года после преобразования Ангарского района в городской округ. По словам Светланы Кажаевой, во-первых, закон был принят с нарушениями; во-вторых, видимо, независимо от этого, привел к сокращению бюджетного финансирования АГО по сравнению с консолидированным бюджетом АМО; в-третьих, все это вместе нарушает ее права, как жительницы Ангарска, и права остальных ангарчан; в-четвертых, она все же пострадала сильнее – в рамках уголовного преследования. Напомним, в октябре 2015 года Ангарский городской суд признал Светлану Кажаеву и экс-мэра АМО Владимира Жукова виновными в растрате бюджетных средств в особо крупном размере. Сейчас Кажаева, с которой нанесенный АМО ущерб был в рамках правопреемства взыскан в пользу АГО, утверждает, что преобразование муниципалитета повлияло на вынесенный приговор. Как она объяснила «Коммерсанту», именно последнее обстоятельство побудило ее обратиться в суд.

– Потерпевшим лицом по моему делу считалось Ангарское муниципальное образование, а когда выносился приговор, был уже совсем другой муниципалитет. Это повлияло на приговор, – заявила Кажаева.

Получается, что такой витиеватый путь Светлана Кажаева избрала, чтобы получить основания для пересмотра своего дела. Как отметили и ответчик, и прокурор в данном судебном заседании это роли не играет. Основанием для взыскания с нее ущерба, согласно Гражданскому кодексу, послужил приговор суда, а не оспариваемый закон. Предмет инициированного самой Кажаевой спора просто иной. То же самое касается и снижения доходов бюджета, которое, по словам Кажаевой и пришедшего в суд в качестве слушателя Владимира Жукова, повлекло закрытие и ликвидацию объектов культуры и спорта, урезание муниципальных программ. Это не имеет отношения к областному закону № 149. Кроме того, было отмечено, что выступать от имени всех жителей бывшего АМО Светлана Кажаева не уполномочена.

– Что касается обстоятельств социально-экономического развития территории Ангарского городского округа, то они могут иметь различную оценку в правовой, экономической или социологической плоскостях, но находятся за пределами содержания оспариваемого закона, – прокомментировал заместитель руководителя аппарата Заксобрания Алексей Петров, представлявший в суде областной парламент.

Обратимся к доводам истца, действительно напрямую касающимся выдвигавшихся требований. По закону для объединения нескольких муниципальных образований, если границы остаются неизменными, необходимо провести публичные слушания в каждом из них. При этом слушания не являются формой осуществления власти населения, их конечная цель – получение общественной оценки правового акта. Документальное согласие населения каждого из поселений выражают их представительные органы – думы. Светлана Кажаева заявила, что в случае с АГО слушания прошли с нарушениями. В частности, не было должного оповещения населения. Решение ангарской думы о принятии к сведению результатов публичных слушаний и согласие на объединение муниципалитетов от 14 ноября 2014 года подписано ее председателем думы, у которого нет права подписания решений думы, не связанных с ее деятельностью.

– Решения ненормативного характера также могут подписываться председателем думы, основная их функция – придание процессуальной формы волеизъявлению депутатов. Подпись председателя указывает на окончание рассмотрения вопроса, подпись же главы муниципального образования завершает нормотворческую процедуру, – считает прокурор Елена Мальханова. – Полагаю, что воля населения выражена ясно. Публичные слушания в Ангарске также проводились в 2012 году, их результаты тоже были приняты во внимание думой и представлены в Законодательное собрание.

Светлана Кажаева тоже напомнила, что вопрос об объединении поднимался неоднократно. Она рассказала, что Людмила Берлина, будучи спикером Заксобрания, написала в тогда еще АМО, что преобразование невозможно из-за отсутствия в федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления описания такой процедуры для муниципального района.

– Это была политическая воля губернатора Ерощенко. Десять лет не могли преобразовать, а тут за четыре дня все процедуры провели, – заявила Кажаева в суде.

Она отметила, что в принятом иркутским Заксобранием законе «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района» недостаточно внимания уделено АМО. Документ не содержит и единой строки о прекращении существования района, в нем даже не указано, что вошедшие в городской округ поселения раньше были в составе АМО. Но и этот довод суд не убедил. В удовлетворении иска Светлане Кажаевой отказано. Она заявила, что намерена оспорить решение Иркутского областного суда.

– Напрямую же не пройдешь. Это у нас «проба пера». Есть и другие пути, – отметила Кажаева.


Адвокат Кажаевой: «Наши требования невпопад, но от чистого сердца»
22:35
666
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...