КаКИМ ты был, таКИМ ты и остался: штрихи к портрету Руслана Кима

Когда в конце прошлого года Руслан Ким впервые заявил об амбициях стать законодателем, большинство знающих его людей сочли новость глупой шуткой. То, что однофамилец северокорейского лидера вытворял сначала в министерском кресле, а затем в мэрии Иркутска, всегда заплывало далеко за берега закона. Писателю Марку Твену принадлежит фраза: «Об этом человеке известно только, что он не сидел в тюрьме, но почему не сидел – неизвестно». Определение как нельзя лучше подходит к судьбе нашего молодого Кима.

Полез через парадную

Грандиозные аферы чиновника сочетались с его грандиознейшей бесполезностью для Иркутской области и города Иркутска. Дважды карьера бесславно обрывалась. Первый раз в 2015 году, когда господин Ким вылетел за борт сладкой министерской жизни по воле народа – жители Прибайкалья поставили оценку «неуд» губернатору Ерощенко. Справедливости ради укажем, что примерно на треть в крахе своего шефа постарался сам Руслан Ким.

Еще один шанс «эффективному менеджеру» подарил мэр Иркутска Дмитрий Бердников. Однако вскоре пожалел об этом. Второе кимово хождение во власть закончилось скандалом уже через полтора года. И в правительстве региона, и в мэрии областного центра еще долго прорастали «подснежники» – следы махинаций, которые молодое дарование так и не успел замести. Но Руслан – натура особого состава, что никогда не тонет. И теперь, уже с третьей попытки, Ким решился пойти во власть уже не через форточку, а с парадного входа. С таким чудесным послужным списком он решил стать «народным защитником» в Законодательном Собрании Иркутской области.

В агитационных газетах, которыми несколько раз подряд завалил округ, Руслан Эдуардович постеснялся подробно расписывать «Вехи биографии». Хотя заголовок выбрал не самый скромный. Впрочем, недостающие там факты хорошо известны – благодаря следственным и контрольно-счетным органам. Они находятся в открытом доступе и давно стали достоянием общественности. Но, как в классических романах о пройдохах и проходимцах, всё в одной статье не уместить. Поэтому в первой части мы напомним читателям о начале пути Кима и его министерских «трудовых буднях».

Женитьба Бальзаминова

Молодые карьеристы по-разному пробивают себе дорогу. Большинство изворачиваются сами. А некоторые – благодаря выгодному браку. Поэтому первую жену, Екатерину, с которой они приехали из Чунского района, наш герой через три года и три месяца супружества бросил и развелся. Через месяц без одного дня, 1 августа 2003 года, Руслан женился вторично – на Марии Стенцовой, девушке хоть и постарше, зато с хорошей родословной. А главное – заполучил влиятельного тестя – Виктора Стенцова, в тот момент – директора Иркутского городского эксплуатационно-технического центра ОАО «Сибирьтелеком».

Еще с 2001 года, то есть во время первого брака, Руслан там устроился инженером. А после развода и новой женитьбы его карьера круто пошла вверх – в 2007 году парень стал заместителем тестя – коммерческим директором иркутского филиала «Сибирьтелекома». А сам Виктор Васильевич, вслед за поглощением «Сибирьтелекома» компанией «Ростелеком» сохранил второй по важности пост исполнительного директора в объединенном иркутском филиале.

Мы бы не расписывали эти дела семейные, если б они не стали началом аферы по распилу свыше 100 миллионов рублей бюджетных денег! Вероятно, для ее проворачивания Виктор Стенцов и посодействовал в трудоустройстве зятя в региональное правительство. В январе 2011 года Кима назначили заместителем министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области. А в июне 2012-го, после очередной смены вывесок, он стал министром экономического развития и промышленности. Несмотря на красивую должность, молодой Ким имел к реальному развитию экономики и промышленности весьма далекое отношение. Зато получил доступ к бюджетному корыту по растаскиванию средств, якобы предназначенных для экономического развития.

Сайт за 100 миллионов

Одним из таких проектов перетока денег налогоплательщиков в собственные карманы стал интернет-ресурс «Электронное правительство». Полностью государственный контракт назывался «выполнением технологических работ по разработке информационных ресурсов для исполнительных органов государственной власти для оказания услуг в электронном виде». А по сути речь шла просто о сайте www.gosuslugi.ru – ценой свыше 100 миллионов рублей (!!!)

Мы уже давно привыкли, когда чиновники и подрядчики распиливают бюджетные деньги при строительстве детских садов или ремонте автодорог. Когда их сметы раздувают в полтора или два раза. В таких случаях мы говорим: «Ну да, украли половину, можно было построить два детских сада по цене одного. Но хотя бы один слепили. Уже неплохо!» Ведь иначе вообще бы ничего не строили. А так хотя бы можно отправить ребенка в коровник модульного типа под название «детсад» или пару лет ездить без серьезных поломок по дороге.

Их можно пощупать. Сайт же «Электронного правительства» по цене возведения нескольких многоквартирных домов ни то, что пощупать, на него два года после оплаты нормально зайти было сложно. Он постоянно «зависал» и «глючил» – при 100-процентной оплате 100-миллионной суммы.

Наверное, вы уже догадались, что реальным заказчиком сайта был Руслан Ким, а разработчиком – иркутский филиал ОАО «Ростелеком», где самоотверженно трудились его тесть и вторая жена. Причем, государственный контракт в августе 2012 года состряпали, само собой, без конкурса.

Возможно, эта истории не имела такого резонанса, если бы 6 июня 2013 года следователи СКР по Иркутской области не задержали заместительницу Кима Юлию Румянцеву. В отношении чиновницы было возбуждено уголовное дело по трем статьям: 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), 286 («Превышение должностных полномочий») и 292 («Служебный подлог»).

По материалам Следственного комитета, Румянцева, непосредственно заключая договор с «Ростелекомом», подписала подложный акт выполненных работ. Также следствие выявило их серьезное завышение. Несмотря на собранные доказательства ущерба государству – как минимум свыше 20 миллионов рублей – через три дня суд выпустил заместительницу министра экономразвития под залог в 700 тысяч рублей, хотя следователь СКР требовал домашнего ареста.

Гуманность суда легко объяснима. В афере были задействованы слишком много влиятельных лиц. Это и непосредственный начальник Румянцевой Руслан Ким, и его тесть Виктор Стенцов, и директор филиала ОАО «Ростелеком» Олег Ширшов. А главное – по данным СМИ, сама Юлия Румянцева оказалась близкой родственницей Николая Слободчикова, первого заместителя Сергея Ерощенко. Кстати, дело стало первым в коррупционной цепочке «достижений» команды бывшего губернатора.

«Дядя, купи кирпич!»

Таким «прихватом» хулиганы далекого прошлого вымогали у прохожих в темных переулках. Министр Ким и его IT-гопкомпания – люди современной, «инновационной» закваски. За плечами не хитровский рынок, а институт бизнеса и делового администрирования. К тому же гоповать нужно крупному. Вот и решили опустошить региональную казну, впарив вместо кирпича «высоко технологичный» товар. Следователи СКР насчитали ущерб бюджету Иркутской области от виртуальных инноваторов свыше 20 миллионов рублей. Но это оценка более чем скромная. Для понимания реальных масштабов грабежа сравним сайт «Made in Kim & Rumyantseva» с аналогичными тратами на «Электронное правительство» других регионов.

В Пермском крае местный филиал «Ростелекома» запросил тоже «кирпично» много по российским меркам – 52,9 миллиона рублей. Хотя это и в два раза меньше, чем без зазрения совести передали (сами себе из казны) иркутские чиновники. Однако пермяки через неделю контракт расторгли. И вот почему. Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ назвал тогда их типовую цену – 12-15 миллионов рублей. Считается очень просто. Всего из бюджетов 83 регионов в 2012 году заплатили оператору около 1 миллиарда рублей. Остальные 925 миллионов добавило Минкомсвязи России за эксплуатацию федеральной начинки.

Это как в среднем по больнице. Благодаря щедрости за наш с вами счет в Иркутской области цена составила свыше 100 миллионов. Или как в восьми других регионах вместе взятых!

Более того, с 2013 года распоряжением министра Никифорова, регионам вообще разрешили не платить за эксплуатацию инфраструктуры «Электронного правительства». Все расходы взяли на себя федералы. Но и это еще не всё. В апреле того же года Минкомсвязи РФ отказалось продлевать контракт с «Ростелекомом» – из-за несоблюдения сроков и низкого качества работ. Тогда же федеральный министр, борясь с последствиями монополизма, выступил против заключения договоров с «единственным исполнителем».

Но к тому времени в Иркутске уже успели оприходовать миллионы. Кто кроме тестя может быть единственным исполнителем для зятя? Не правда ли – удачный вышел семейный подряд?

Жулик на жулике

Но не сайтом единым жил Руслан Эдуардович. Дочерней структурой возглавляемого им Минэкономразвития региона был зачат Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». Назначение фонда понятно из названия. Однако для бывшего министра он являлся лишь одной из кормушек для собственных нужд. Пока у власти находился Сергей Ерощенко, это корыто было шито-крыто. Но со сменой власти, в феврале 2016 году, впервые грянула настоящая проверка.

О ней рассказал заместитель губернатора – руководитель аппарата Дмитрий Чернышов: «Проверялся период 2015 года. В результате проверки выявлены нарушения. Например, одной и той же датой подписан договор по предоставлению средств организации, акт выполнения работ и этой же датой перечислены деньги организации. Мы делаем вывод, что договор фиктивный, работы не выполнялись, деньги перечислены необоснованно. Есть и другие факты. Общий объем – 12 миллионов рублей».

Согласно отчету, представленному сменившей Кима на посту министра экономического развития региона Оксаны Тетериной, Фондом были «допущены грубейшие нарушения норм бюджетного законодательства». Также стало известно, что одним из получателей средств Фонда в 2015 году оказался некий советник Руслана Кима.

Нам раскрыли и фамилию присосавшегося к деньгам Фонда  советника. Это еще одно молодое дарование – Сергей Маяренков. Ранее, в 2011 году сотрудники отдела полиции-5 «Центральный» ГУ МВД России по Иркутской области поймали его при передаче взятки гендиректору ООО УК «130 квартал» за подписание актов фиктивных работ. В отношении Маяренкова было возбуждено уголовное дело по статье 204, части 2 – коммерческий подкуп, совершенный лицом, уже имеющем судимость за совершение аналогичных преступлений.

Впрочем, непонятно на что прихваченные из бюджета 12 миллионов рублей – даже не верхушка, а макушка айсберга. Всего за министерскую бытность Кима с 2011 по 2015 годы объем финансирования областной программы поддержки малого и среднего бизнеса составил почти 2,5 миллиарда рублей. Стоит ли говорить, что для настоящих предпринимателей эти деньги оказались практически недосягаемыми.

В следующей статье мы подробней расскажем, куда и кому на самом деле они пошли. А также об экономических эффектах Руслана Кима – творца «кластеров», «территорий опережающего развития» и прочих нью-васюков.

Виктор Михайлов для ИА «Альтаир»


КаКИМ ты был, таКИМ ты и остался: штрихи к портрету Руслана Кима
21:00
688
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...