«Облкоммунэнерго»: лгуны-рецидивисты под крышей областного правительства

В Иркутской области раскручивается очередной виток скандала вокруг «Облкоммунэнерго» (ОКЭ). 7 августа в Арбитражном суде Иркутской области будет рассмотрен иск Федеральной налоговой службы о признании ОГУЭП «Облкоммунэнерго» банкротом.

Общая сумма исковых требований составила около 335,4 миллиона рублей. Суд распорядился предоставить информацию о транспорте, помещениях и земельных участках компании.

Зато гендиректора банкротящегося «Облкоммунэнерго» Александра Анфиногенова выдвинули иркутские коммунисты кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области по 21-му избирательному округу, куда входят почти все «севера» Прибайкалья.

Проблемы с ОКЭ нарастали постепенно. Апогей кризиса совпал с губернаторскими выборами 2015 года. Кризис был объективным, хотя существенно усугублялся неэффективным менеджментом и просчетами в управлении.

Структура «Облкоммунэнерго», во многом сохранившаяся с советских времен, всегда была крайне неуклюжей, немобильной и громоздкой. Огромные материальные активы, также оставшиеся с советских времен, совершенно не вписывались в современную капиталистическую экономику и постоянно тянули предприятие назад.

Проблемная специфика предприятия заключается в том, что оно занимается только доставкой и сбытом электроэнергии. В советское время вся энергосистема Иркутской области была объединена в единое целое – и электрогенерация, и сети, и сбыт. Однако в 90-е годы высокорентабельные генерирующие мощности, тем или иным образом, перешли в частные руки, а низкорентабельные и изношенные сети остались на балансе у области.

Коммерческая составляющая «Облкоммунэнерго» с первого взгляда достаточно проста. Электроэнергия покупается у ее производителей и продается конечному потребителю. В полном соответствии с установленными на уровне региона тарифами. Однако все просто лишь на первый взгляд. У «Облкоммунэнерго» слишком высокие расходы – как на содержание и ремонт сетей, так и на зарплату огромному коллективу: на предприятии трудится около 2000 человек. Маржа, получаемая за перепродажу электроэнергии, слишком мала для того, чтобы покрыть расходы, поэтому предприятие регулярно получает еще и бюджетные дотации.

Как следствие, у «Облкоммунэнерго» постоянно копились долги.

В 2014 году чистая прибыль гигантского предприятия сократилась до 730 тысяч рублей, а к концу 2015 года общая задолженность подошла к миллиарду рублей. При этом, в начале 2015 года руководство «Облкоммунэнерго» объявило аукцион на выполнение работ по созданию комплексной программы стратегического развития предприятия до 2020 года на сумму 100 миллионов рублей. Закупка была пресечена ввиду наличия явной коррупционной составляющей: аналогичный проект в Москве и Московской области обошелся всего в 15 миллионов рублей.

Значительная часть вины за доведение предприятия до состояния фактического банкротства лежит на руководстве «Облкоммунэнерго». Вместо стратегического планирования и решения глобальных проблем, оно решало сиюминутные вопросы, зачастую — совершенно неэффективно, и полностью полагалось на помощь со стороны регионального правительства.

Если до сентября 2015 года проблемные вопросы ОКЭ как-то решались, то после прихода на должность министра ЖКХ Андрея Капитонова про них банально забыли. В результате ОКЭ 28 октября 2015 года приостановило свою деятельность и отправило 80% сотрудников в неоплачиваемый бессрочный отпуск.

Уже тогда руководство ОКЭ не раз ловили на лжи. В частности, в компании утверждали, что в предбанкротном состоянии виновата «Иркутская электросетевая компания» (ИЭСК). По версии «Облкоммунэнерго», энергетические компании якобы уже два года проводят с ОКЭ политику взаимных зачетов, что лишает последнюю оборотных средств.

Эта прямая ложь была опровергнута документально. ИЭСК действует исключительно в рамках тарифного законодательства, в соответствии с которым регулирование и утверждение тарифов является прерогативой государственных органов. При этом, ОКЭ на тот момент являлась единственной территориальной сетевой организацией Иркутской области, которая не урегулировала договорные отношения с ИЭСК.

К концу 2016 года ОКЭ удалось вытащить из кризиса и частично погасить долги. Однако сделано это было не за счет оптимизации управления, а методом вливания бюджетных средств. Директор предприятия Александр Анфиногенов, назначенный по принципу личной преданности новым областным властям, оказался в принципе не способен радикально решить кризисную ситуацию.

Назначение Анфиногенова в целом вызывает весьма серьезные сомнения. Еще в 2011 году он попадал под серьезное уголовное преследование — отдел по борьбе с экономическими преступлениями города Иркутска заподозрил его в том, что, будучи директором ОАО «ВостокСибЭлектроСетьСтрой» (ВСЭСС), в период с 2004 по 2007 годы он мошенническим путем совершил хищение денежных средств в размере более 36 миллионов рублей. Схема мошенничества была следующей: некое ООО «Амикан» заняло у ОАО ВСЭСС крупную сумму денег, после чего обанкротилось. Деньги исчезли.

К июлю 2018 года выяснилось, что головная боль иркутского «Серого дома» в виде «Облкоммунэнерго» не исчезла. Федеральная налоговая служба 13 июля подала иск в Арбитражный суд Иркутской области с требованием признать ОКЭ банкротом. Общая сумма исковых требований составила 335,4 рублей. Речь идет именно о неуплате налогов, то есть, серьезном правонарушении, за которое директор ОКЭ вполне может угодить за решетку.

Руководство «Облкоммунэнерго» тут же сделало заявление о том, что в возникшей проблеме виновата «Иркутская электросетевая компания». По словам Александра Анфиногенова, ОКЭ не получает от ИЭСК деньги за работу, и, соответственно, не может выполнять обязательства по налогам. Также в «Облкоммунэнерго» считают сложившуюся практику расчётов гарантирующего поставщика с сетевыми компаниями за переданную электроэнергию через «котлодержателя» неэффективной и экономически порочной.

Директор ОКЭ откровенно лукавит, переводя с больной головы на здоровую. «Иркутская электросетевая компания» в своем сообщении для прессы отметила, что исполняла и продолжает исполнять свои финансовые обязательства по оплате фактически оказанных услуг со стороны «Облкоммунэнерго» в полном объеме. Данное заявление подтверждается и документами, которые имеются в распоряжении Бабра.

Кроме того, есть одна пикантная подробность, о которой Анфиногенов почему-то умалчивает. ИЭСК еще и ежемесячно финансирует обязательства «Облкоммунэнерго» по заработной плате из авансов за передачу. То есть, зарплату сотрудникам ОКЭ, по сути, платит ИЭСК.

Как мы видим, практика обвинений ИЭСК со стороны ОКЭ – дело привычное. Однако за последние три года ни одно из них не было доказано. Любые подобные вопросы могут и должны решаться в судебном порядке, но ОКЭ ни разу не подала в суд на ИЭСК по факту неисполнения обязательств.

Кроме того, Александр Анфиногенов лжет и о росте тарифов. Такого роста, о котором он говорит, никогда не было. Вся информация доступна на сайте службы по тарифам.

Имеется еще одна интересная подробность в истории с ОКЭ и ее долгами. За спиной неэффективного менеджера Александра Анфиногенова все эти годы незримо маячил обладатель многих громких, но иллюзорных титулов Андрей Швайкин.

Швайкин Андрей, фотограф: Алёна Штерн © Проект «Лица Сибири»

О судьбе этого персонажа мы в скором времени расскажем отдельно – однако именно Швайкин, в прошлом – менеджер среднего звена «Иркутскэнерго», курирует пиар-стратегию ОКЭ, формирует все ложные обвинения в адрес своего предыдущего руководства и, по сути, выставляет и Анфиногенова, и губернатора Сергея Левченко недалекими людьми, способными на грубую ложь.

Что будет дальше?

Уже сейчас в правительстве Иркутской области паника. В случае банкротства ОКЭ именно на губернатора Сергея Левченко и председателя правительства Руслана Болотова ляжет проблема по обеспечению электроэнергией сотен деревень, поселков и городов. Вся гротескная система «Облкоммунэнерго» и ее изношенных сетей, на которую три года никто не обращал внимания, может единомоментно рухнуть.

И в этом случае Иркутскую область ждет грандиозная техногенная катастрофа.

Для вдумчивого читателя будет полезным подумать о политических приоритетах Александра Анфиногенова, которые отодвигают на второй план реальные проблемы предприятия, потребителей и его коллектива. Там, где политика вмешивается в экономика, крайними всегда становятся обычные люди.

«Облкоммунэнерго»: лгуны-рецидивисты под крышей областного правительства
14:16
1095
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...