Иркутский музыкальный театр: Все могут короли

Случилось так, что, по не зависящим от меня обстоятельствам, я более полугода не переступала порог любимого Музыкального театра. С одной стороны, это ничтожный срок в масштабах его славной истории. С другой, солдафонская диктатура местной царицы оптимизма не внушает: и, разлучаясь с театром даже ненадолго, понимаешь, что, вернувшись, едва ли застанешь его таким, каким запомнил.

Несмотря на вынужденное отсутствие, я не переставала следить за новостями: как в группе «Вконтакте», напоминающей в последнее время гибрид города-призрака и «потемкинской деревни», так и в других открытых источниках. Что неизменно давало повод для размышлений – в основном, невеселых.

Не может не удивлять (а в чем-то даже восхищать) трогательная привязанность Татьяны Никифоровны к главному режиссеру театра Анне Фекете. Казалось бы, задуматься о служебном соответствии нужно было год назад: тогда под чутким руководством последней в коллективе назрел настоящий бунт, который хоть и был подавлен в лучших традициях 90-х (запугиванием и шантажом), но привел к расколу некогда слаженной труппы (см. Иркутский музыкальный театр: далеко ли до дна?; Неэтичная этика Татьяны Мезенцевой).

Кто-то может возразить, что руководитель, нацеленный на результат, должен быть деспотом – а всем понравиться все равно не возможно. Но беда в том, что результат, мягко говоря, сомнительный. Во все времена главным критерием качества спектакля считалась реакция на него зрителей – а она вполне однозначна и красноречива.

Бабр уже писал о промежуточных итогах открытого голосования на лучшую премьеру 76 театрального сезона (см. Пипл не схавал, или Три провала Анны Фекеты) – и ничего принципиально нового я не скажу. Как и предсказывал автор статьи, со временем изменилось только количество голосов – соотношение же осталось прежним. По последним зафиксированным данным 1048 опрошенных из 1302 (то есть 80%) проголосовали не в пользу «шедевров» Анны Фекеты. Однако, очевидно, нужно нечто большее для того, чтобы подорвать незыблемое доверие Татьяны Мезенцевой к любимому режиссеру.

Ведь все мы здесь не профессора, а простые зрители; свое мнение нам лучше оставить при себе, чтобы не выглядеть идиотами, — так красочно выразился работник театра Евгений Противник Запятых Сирота.

И все же Анне Иосифовне есть чем гордиться. Установлен новый рекорд, который едва ли будет побит в ближайшее время: ее «Венские встречи» продержались в репертуаре театра ровно один календарный год: 4 марта 2017 отпраздновали премьеру, 22 марта 2018 отыграли последний спектакль (учитывая то, что сейчас «Встречи» находятся в архиве, едва ли мы увидим их снова).

И все же, несмотря на стремительно падающее качество постановок последних лет, к музыке претензий не было никогда. Потрясающей красоты и глубины игра оркестра позволяла в какой-то мере примириться с очевидной плоскостью сюжета. Но теперь у руководства театра есть отличный шанс исправить этот досадный промах.

Я не могу сказать ничего плохого о Викторе Олине ни как о дирижере, ни, тем более, как о человеке. У меня даже не было шанса оценить его работу: «Барышню-крестьянку» я, к сожалению, пропустила. Но сам факт столь молниеносного назначения – пришел, увидел, победил – удивляет и настораживает.

Не привыкшая осуждать кого-либо огульно, я рискнула предположить, что Иркутскому Музыкальному с огромным трудом удалось урвать настоящий самородок – лауреата, дипломанта и прочее. Восходящую звезду, за которую через несколько лет передерутся все театры мира. Увы, простой запрос в google развеял столь радужные ожидания: не считая видеороликов, первый же результат поисков показал… резюме. С желаемой зарплатой 600$. В целом, недорого.

Мой рабочий стаж составляет уже более 10 лет, и за этот период я не раз убедилась в том, что ценный кадр работу не ищет – он рассматривает предложения. Теперь не могу отделаться от шальной мысли: если Татьяна Никифоровна набирает музыкантов по объявлению, может, и мне попробовать?

Бегло осмотрев прочие ссылки, ничего интересного я более не обнаружила. Пара интервью местным СМИ, краткая справка на новостном портале (рубрика «Люди»), имя в афишах и социальные сети. Таким образом, видно, что о новом Моцарте речи не идет.

Тогда возникает резонный вопрос: ЗАЧЕМ?

Зачем искать кого-то за тридевять земель, когда здесь, в Иркутске, уже много лет служит идеальный кандидат на должность главного дирижера. Только на моей памяти он руководил 18 спектаклями (причем, являясь дирижером-постановщиком 13 из них). Энергия, опыт, слаженная работа с конкретным оркестром… Что побудило директора сделать выбор в пользу темной лошадки?

Причем, Татьяна Мезенцева и сама осознавала, что подобное решение вызовет бурную реакцию как у коллег, так и у постоянных зрителей. Поэтому намеренно провернула все максимально быстро и тихо. Сложно поверить, что давая интервью телеканалу «Аист», и подробно рассказав о ремонте в театре (сенсация!), она забыла упомянуть такую мелочь, как назначение главного дирижера.

Подозреваю, что единственная причина прибытия к нам очередного «варяга» — это хорошие отношения М.В. Тарасова с коллективом. Нельзя же допустить, чтобы ключевую позицию в творческом руководстве заняла личность, сочувствующая штатным единицам. Человеку со стороны намного проще разъяснить и показать на личном примере, что в театре все равны, но «некоторые равны более, чем другие».

К сожалению, эту простую истину усвоили и некоторые артисты — равно как и то, что недостаток актерского таланта легко компенсируется послушанием и верностью правящей верхушке. Разумеется, откровенных бездарей в ИМТ не держат: однако, если вдумчиво рассмотреть составы спектаклей последних лет, можно безошибочно выявить фаворитов, некоторые из которых поют значительно лучше, чем играют.

Материальные блага или чувство собственного достоинства – непростая дилемма. И, несомненно, у каждого работника театра есть на этот счет собственное мнение. От себя добавлю одно: если вспомнить, что труппа два раза подряд ездила на гастроли в родной город одной из заслуженных сотрудниц, в каждой дискуссии показывающей исключительную лояльность к действующему руководству, то нельзя не признать: дружить Татьяна Никифоровна умеет.

15:22
519
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...