Иркутская область: странный рост сбора налогов

Управление ФНС по Иркутской области не так давно отчиталось о своих успехах в деле сбора налогов. По представленным данным, за первое полугодие 2018 года мобилизовано (так в сообщении) 197 млрд. рублей налогов и сборов, из которых 122 млрд. или 62% ушли в федеральный бюджет, 70 млрд. или 36% — в региональный бюджет, оставшиеся 11 млрд. — в местные бюджеты.

Рост сбора федеральных налогов составил 38% по сравнению с первым полугодием 2017 года. Основную часть налоговых сборов дал налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 77 млрд. рублей или 63%, а налог на добавленную стоимость (НДС) составил 37 млрд. рублей или 30%. За первые полгода сальдированные поступления НДС, то есть за вычетом возвратов, увеличились на 32% или на 9 млрд. рублей, что «связано с ростом мобилизации платежей», как говорится в сообщении УФНС по Иркутской области.

Глава ФНС Михаил Мишустин практически все свои выступления посвящает отчетам о своих успехах и о росте сбора налогов. Очевидно, и региональное УФНС старается не отставать от начальства и опубликовало свой отчет в том же духе.

Только этот отчет вызывает больше вопросов, чем удовлетворения. Да вот, хотя бы вопрос вызывает употребление милитаристской риторики — «мобилизация платежей». Мы что, уже в состоянии войны находимся?

Но цифры роста сбора НДС вызывают куда больше вопросов, чем употребление этого выражения. Про НДПИ особых вопросов нет, в Иркутской области их платят крупные федеральные компании, в основном нефтяники и газовики, и это вопрос их отношений с правительством. Но НДС платит в основном население, поскольку этот налог входит во все конечные потребительские цены.

Много ли НДС заплатили в первом полугодии 2018 года или нет? Точных данных по региональному торговому обороту пока нет, отчитался лишь Иркутск за первый квартал 2018 года, стоимость торгового оборота и услуг которого составила 46,7 млрд. рублей. Прирост торговли по сравнению с первым кварталом 2017 года составил 13,6%.

Расчетно, на два квартала стоимость торгового оборота и услуг составит примерно 93,4 млрд. рублей. Но Иркутск, это еще не вся область, а цифру для сравнения с НДС надо получить сопоставимую. По данным 2006 года (они старые, но ничего лучше пока нет) доля Иркутска в областном торговом обороте составила 45%. Можно принять этот коэффициент, и тогда полугодовой торговый оборот и услуги всей Иркутской области составили расчетно 207,5 млрд. рублей, в том числе розничный торговый оборот — 157 млрд. рублей. По итогам 2017 года розничный оборот области составили 322 млрд. рублей, что дает в полугодовом исчислении 161 млрд. рублей. Так что, расчетная оценка, скорее, несколько заниженная, но и точность ее, в отсутствие отчетных данных, вполне удовлетворительная.

Итак, сбор 37 млрд. рублей НДС по области дает 17,8% от суммы торгового оборота и сферы услуг. В принципе, весьма близко к ставке налога, особенно, если учесть, что половина розничного оборота приходится на продовольственные товары, значительная часть из которых облагается по пониженной ставке в 10%.

Ну так и откуда взялся рост сбора НДС на 32% в первом полугодии 2018 года? Рынок не растет столь же быстро, чтобы обеспечить такой прирост налогов за счет своего развития. Отсюда, значит, возникает два возможных варианта. Первый — до этого был сильный недобор НДС, который спешно ликвидировали ударным нажимом. Эта версия весьма правдоподобная. Правда, она входит в противоречие с заявлениями главы ФНС Михаила Мишустина насчет успехов в улучшении администрирования налогов. Вторая — если и раньше иркутские налогоплательщики вносили НДС примерно столько, сколько они и должны были, то добиться роста сбора можно только выжиманием налога, например, путем отклонения заявок на возврат НДС при экспорте. Употребление иркутскими налоговиками мобилизационной риторики в своем опубликованном отчете позволяет так думать.

Оба варианта — лишь версии, и в настоящий момент не хватает объективных данных, чтобы высказаться в пользу одной из них, подтвердить их или опровергнуть.

Можно еще высказать третью версию, что УФНС по Иркутской области несколько преувеличивает свои успехи в сборе налогов и по НДС особенности. Ее также нельзя сейчас ни подтвердить, ни опровергнуть.

Думается, что будущее покажет, какая версия была правильной. Если верна была первая версия, то в дальнейшем у УФНС по Иркутской области должен резко снизиться темп роста сборов до уровня, определяемого инфляцией и ростом экономики. Если верна была вторая версия, то у нас будет наблюдаться постепенный упадок экономики из-за чрезмерного обложения (если это так, то к концу года эти признаки уже должны быть заметными). Ну а если верна третья версия, то Мишустин должен устроить нечто вроде погрома в региональной УФНС, поскольку немного стоит начальник, которого подчиненные пытаются так обманывать, да еще и публично.

Это, заметим, происходит еще до повышения НДС до 20%, которое уже утверждено и вступает в силу с начала 2019 года. Если уже сейчас наблюдаются такие картины, то что можно будет увидеть через полгода или около того?

20:40
726
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...