«Уж небо осенью дышало…»: от переизбытка политической стабильности… нарастает нестабильность

У любого торжества силы или, скажем так, безусловного, безальтернативного превосходства есть собственные слабости. Раз не получается «по хорошему», с учетом интересов всех, включая тех, кто тебе не нравится (за исключением, разумеется, экстремистов/террористов) – значит, прочная с виду конструкция подобна колоссу на глиняных ногах. Найдется, кому ткнуть, – и развалится. Поэтому внутри у самодовольно-самодовлеющих режимов затаились иные настроения, чем выставлены напоказ: страх, неуверенность, опасения за собственную власть. Как следствие – неадекватно жесткая реакция на любую, даже вполне безобидную фронду. Ибо «задавить на корню» становится навязчивой идеей.

В марте Владимир Путин одержал победу на президентских выборах с рекордным для себя результатом – «за» было почти 77 процентов от числа пришедших на выборы. Казалось бы, теперь минимум на 6 лет установится тишина. Но события развиваются иначе, и это, как ни парадоксально звучит, закономерная сенсация. Ибо общество, в том числе российское, намного сложнее, разноцветнее, мозаичнее, чем политическая система последних 15–20 лет. А раз так, то искусственные меры дают лишь краткосрочный, а не долговременный эффект. Как ни усердствуй в жанре «тащить и не пущать», но «кольчужка» неизбежно и постоянно маловата.


Российское общество намного сложнее, разноцветнее, мозаичнее, чем политическая система последних 15–20 лет. Фото neronet-academy.com

Во многих отношениях нынешняя система похожа на советскую – жесткая, неэластичная, с противопоказанием к «потеплению», ибо на «оттепели» дело само собой не остановится, и ремонт крыши неизбежно перейдет в обрушение несущих конструкций. И отличие от эпохи Брежнева, кроме сугубо технологического, сейчас лишь одно – популярный лидер. На Путине, чего уж замалчивать очевидное, в Российском государстве держится буквально всё. Исчезнет или хотя бы заметно снизится его популярность, и вся система вполне может потерять управление. Без руля и ветрил… Режим личной власти – это очень плохо, но к нему мы шли много лет (благо, эту дорогу Россия хорошо знает). Шли, не прислушиваясь к предостережениям. Шли с упорством и даже энтузиазмом, достойными лучшего применения.

Жесткая рука, затолкнув разнообразие взглядов, мнений, симпатий и антипатий в прокрустово ложе властной вертикали, может уменьшить, сгладить неурядицы предыдущих лет. Но – на определенное, не слишком длительное время. Дальше негативные стороны такой системы начинают перевешивать, и это касается даже «классики жанра» – современного Китая. То же происходит и в России 2018 года.

Азбуку «развенчания сильной руки» нам предстоит освоить в повседневной жизни уже в ближайшее время, и уж, во всяком случае, до 2024 года. Россия исторически склонна к самовластию, но экономический рывок в периоды «окаменения» всегда был кратковременным, сменяясь предъявлением счетов за многочисленные ошибки и перекосы. Устойчивое развитие для Страны Двуглавого Орла возможно лишь на основе демократической государственности, но ее – и в этом основная проблема – у нас еще не было.

Тем временем лето готовится передать полномочия осени. И впервые после длительного антракта в шелесте еще не опавших листьев опять слышится нетленное: «Прощальным костром догорает эпоха…». Слышится еще не всем, но уже слышится…

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»                          


«Уж небо осенью дышало…»: от переизбытка политической стабильности… нарастает нестабильность
00:26
473
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...