Хурал-2018. «Иркутской истории» не получилось

Распределение руководящих постов в шестом созыве Народного Хурала Бурятии произошло наихудшим образом для коммунистов. Их впечатляющий результат на выборах по спискам был нивелирован гегемонией «ЕР» на одномандатных округах, в результате чего партия власти получила почти в три раза больше мандатов, чем коммунисты – 42 против 13.

Это не могло сказаться на распределении портфелей при дележе власти в новом созыве. Коммунисты набрали всего на 15% голосов меньше, чем единороссы, но получили лишь одного руководителя комитета и одного заместителя.

Это унизительно – у «ЕдРа» пять руководителей и три заместителя.

У ЛДПР и «Справедливой России» по одному заместителю. Это немногим меньше КПРФ, но обе эти партии набрали в Бурятии около 10% каждая – против 25% у коммунистов.

Реском КПРФ получил крайне болезненный удар по репутации и силе партии. И это в то время, как иркутские коммунисты получают большинство на выборах в Заксобрание региона. В Забайкалье и Хакасии партия также торжествует.

Ситуация в Бурятии интересна еще и тем, что там «Единая Россия» ради восстановления гегемонии может вновь прибегнуть к услугам придворной «Справедливой России». Секретарь партии в Бурятии Иринчей Матханов стремится выслужиться перед главой Бурятии Алексеем Цыденовым. Остальные депутаты фракции, кроме разве что Оксаны Бухольцевой, недалеко ушли от своего лидера.

Цыренов Баир Цыденович, апрель 2015 года. © Проект «Лица Сибири»

Поэтому к 42 депутатам «ЕР» можно смело прибавлять депутатов от «СР» — им не впервой «ложиться» под партию власти. Пенсионную реформу в Бурятии эсеры также поддержали на официальном уровне.

Альянс «ЕР» с ЛДПР также возможен. «Соколы Жириновского» вернули себе фракцию в парламенте Бурятии и стремятся нарастить политический вес. Дальнейшее развитие партии зависит от ее молодого лидера в республике, Сергея Дороша. Вполне вероятно, что власть предложит ЛДПР сделку – но пока непонятно, как себя поведут обновленные либерал-демократы.

Иннокентий Вахрамеев

Таким образом коммунисты Бурятии могут потерять куда больше, чем приобрели. В прошлом созыве у них было всего восемь депутатов, однако они умело использовали раскол в рядах «ЕР» и противоречия старой элиты с главой республики. Так, в 2015 году депутат Баир Цыренов инициировал свержение поросшего мхом наговицынского спикера Гершевича; в 2017 году КПРФ некоторое время плодотворно атаковала Алексея Цыденова, воспользовавшись его конфликтом со спикером Цыреном Доржиевым.

Теперь коммунисты провели в парламент 13 депутатов – почти в два раза больше. Но толку от этого немного. «Единая Россия» после «пенсионных» рейтинговых потерь будет искать любые методы усиления. В Бурятии это эксплуатация нечистоплотных эсеров и переманивание к себе депутатов из других партий – так, Иннокентий Вахрамеев уже предал коммунистов и переметнулся в партию власти.

Скорее всего, это не последняя кадровая потеря «красных» в созыве.

Наконец, цыденовская «перезагрузка» и обновление депутатского корпуса заметно смягчили «пенсионный» удар по «ЕР». Ненадежный спикер Доржиев гарантированно будет снят, и разлада между законодательной и исполнительной ветвями власти в Бурятии не предвидится.

Это значит, что коммунисты рискуют оказаться в изоляции. Усиление фракции в Хурале может быть нивелировано в самые ближайшие месяцы, и судьба рескома зависит только от его руководителей. По большому счету КПРФ в Бурятии нуждается в сильном лидере, который мог бы вести полноценную полемику с трибуны Хурала и создавать задел для выборов в Горсовет Улан-Удэ (2019 год).

Брилка Сергей, Левченко Сергей Георгиевич, Мархаев Вячеслав, Иркутск, чествование ветеранов у Вечного огня, 5 мая 2016 года, фотограф: Кирилл Шипицин © Проект «Лица Сибири»

Установление «красной» власти в городе сделает бурятских коммунистов мощной силой, но прямо сейчас в это мало верится. Лидер у КПРФ в республике есть – это все еще популярный и авторитетный Вячеслав Мархаев. Но его дела рескома заботят мало – в Совете Федерации он представляет Иркутскую область и большую часть времени работает в Москве на чужой регион. Именно поэтому в Бурятии КПРФ не одолела, а только разозлила единороссов – рейтинг Мархаева падает, пока он отдаляется от республики.

Изменить ситуацию можно – лидер коммунистов получил право на место в Хурале и может вернуться на политическую арену Бурятии. Но он, скорее всего, этого не сделает – высокооплачиваемая работа сенатором от Приангарья слишком уж заманчива, чтобы от нее отказываться даже на благо республики.

Хурал-2018. «Иркутской истории» не получилось
17:08
511
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...