«Прорвемся!» — ответят опера. Чем живут сотрудники уголовного розыска в Чунском районе

Полицейский уазик мчится на место происшествия, пронизывая ночную тьму ревом сирены. Тревожно сверкают проблесковые маячки, уставший опер, прислонившись к стеклу, сжимает табельное оружие в руках и думает о том, что в «дежурке» осталась кружка  с недопитым чаем, и что этой ночью спать опять будет некогда.

А дальше труп, обведенный мелом, окровавленный нож, снятые «пальчики», заплаканная женщина на кухне. Наручники, решетка. Лай собак – обязательно, без этого картинка не будет полной. Наверное, все это, а еще ночные засады, перестрелки и погони, представляет себе большинство людей, когда слышит об уголовном розыске, спасибо отечественному кинематографу, Каменской и Дукалису. Однако то, что рисуют нам фильмы и книги, имеет мало общего с суровой реальностью. Опера не бегают с пистолетами и не стреляют направо и налево, трупы не обводят мелом, а отпечатки пальцев на месте происшествия снимает эксперт. Но от этих несоответствий профессия сотрудника уголовного розыска не становится менее опасной, сложной и интересной, и от шлейфа таинственности и романтики ее это не избавляет.

5 октября одно из важнейших подразделений МВД празднует свое 100-летие. Уголовный розыск в трех словах – это постоянный стресс, отсутствие выходных и беспрестанная борьба со злом.

В кабинете начальника отдела уголовного розыска ОМВД по Чунскому району, майора полиции Сергея Распутина не перестает звонить телефон, заходят сотрудники с вопросами, которые требуют немедленного решения. Молча жду, понимая, что найти время на беседу с журналистом майору Распутину было очень непросто. Вообще просто здесь, наверное, никогда не бывает. Однако те, кто тут работает, твердо знали, куда шли и зачем. Случайные люди в полиции, да и в правоохранительных органах в принципе, не задерживаются. Основная задача уголовного розыска – сопровождение уголовных дел. За короткой фразой скрывается огромный объем работы, которые выполняют всего 11 человек.

— В нашей компетенции все, что предусмотрено Уголовным Кодексом Российской Федерации: кражи, грабежи, разбойные нападения, мошенничество, убийства и прочее, — рассказывает Сергей Распутин. – Есть состав преступления – возбуждается уголовное дело, расследует которое, в зависимости от степени тяжести, один из следственных органов. Менее тяжкие преступления в подследственности отдела дознания, тяжкими занимается следственный отдел ОМВД. Особо тяжкие расследует Следственный отдел Следственного управления Следственного комитета России. А наша задача – раскрыть преступление, установить лицо, его совершившее, найти свидетелей и очевидцев, по крупицам собрать важную информацию.

В нашей работе не бывает мелочей, найдешь маленькую зацепку, тихонько тянешь за ниточку – вот подозреваемый и установлен. И нужно доставить его к следователю или дознавателю для дальнейшей работы, проведения следственных действий, расследования преступления с последующей передачей дела в суд. Наша работа по большей части секретная, мы не имеем права говорить о том, как раскрываем преступления, об этом подчас не знает даже следствие. К каждому уголовному делу – свой подход, так же, как и к каждому человеку, с которым сталкиваешься на профессиональном пути. Важно уметь «разговорить» человека, ведь часто даже свидетели преступления не хотят рассказывать, что они видели, не говоря уже о признательных показаниях преступника. Поэтому оперативник должен быть в первую очередь хорошим психологом.

А еще обладать настойчивостью, терпением и высокой степенью ответственности. Не обойтись и без способности сопереживать чужому горю. С горем, болью, смертью оперативники сталкиваются чаще, чем хотелось бы. То, от чего у обычного человека мурашки по коже, для сотрудника полиции – повседневная реальность.

Выпускник школы №90 и Читинской специальной школы милиции, сын подполковника милиции в отставке Сергей Распутин на службу в уголовный розыск пришел в 2001 году. Инспектор розыска, оперуполномоченный, старший оперуполномоченный, начальник отдела уголовного розыска – долгие 17 лет пролетели как один день, однако до сих пор майор помнит свое первое дело.

—  Только пришел на службу, поступило заявление о пропаже женщины, две недели ее не было дома, — вспоминает Сергей Распутин. – Супруг пропавшей с момента ее исчезновения злоупотреблял спиртным, то есть до он этого выпивал, но немного, а здесь ушел в настоящий запой, что сразу насторожило и дало основания его подозревать в причастности к исчезновению. Моим наставником была Валентина Петровна Иванова, вместе с ней выезжали по месту жительства пропавшей. Стали осматривать территорию: в гараже земля везде однородная, а в одном месте смешана с песком. Валентина Петровна скомандовала: «Копаем!». Выкопали. Буквально в метре обнаружили труп этой женщины. Выяснилось, что женщина злоупотребляла спиртным и погибла в результате несчастного случая: упала и ударилась. Ее супруг испугался, и вместо того, чтобы обратиться в правоохранительные органы, спрятал тело.

История закончилась трагически: супруг потерпевшей очень тяжело переносил случившееся и в результате добровольно расстался с жизнью. Таких историй в копилке сотрудников уголовного розыска — десятки. Память хранит все: от банальных краж мобильных телефонов до по-настоящему страшных преступлений. Одно из таких, потрясших весь район, произошло около года назад: мужчина убил родного брата, а затем пытался растворить тело в кислоте.

— Пропал мужчина, инвалид, родные заявили в розыск, — рассказывает майор Распутин. – Неоднократно беседовали с братом пропавшего. Видно было по глазам, что обманывает, очень нервничал, переживал. Явно причастен к исчезновению, но как это доказать? Во время очередной беседы выяснилось, что у мужчины есть гараж. Поехали проверить, осмотреть. Я вместе с подозреваемым спустился в яму, он мне светил фонариком в моем телефоне. Копаю землю – пакет. Спрашиваю: «Что это?». А он мне отвечает: «Это сто пятая, часть первая». То есть убийство. В пакете оказалось тело пропавшего. Мужчину впоследствии осудили на 12 лет. И нет уже никаких эмоций, когда общаешься с преступником… Поначалу да, были гнев, злость. А сейчас это просто работа. Бывает такое, что человек начинает рассказывать о совершенном преступлении, и видно, что ему становится легче – как на исповеди. Нальешь ему чай, дашь сигарету и просто беседуешь.

Работы в уголовном розыске хватает всегда: в среднем совершается 30 преступлений в месяц. Часто случаются кражи, причем нередко виноваты сами потерпевшие: забыла сумочку на прилавке в магазине, ушла, вспомнила, вернулась – к сумочке «приделали ноги» неизвестные, пишем заявление в полицию. Не становится меньше случаев телефонного мошенничества. Несмотря на профилактическую работу полиции и предупреждения в СМИ, люди все равно продолжают верить фальшивым объявлениям на «Авито» и смс-сообщениям с текстом: «Ваша банковская карта заблокирована». Грабежи и разбои случаются реже, еще реже происходят убийства.  Как отмечают оперативники, большая часть особо тяжких преступлений происходит на бытовой почве: пьяная драка вполне может обернуться выездом следственно-оперативной группы на место происшествия.

В коллективе чунского отдела уголовного розыска несут службу заместитель начальника отдела Артур Шарафудинов, старшие оперуполномоченные Михаил Ковальчук, Игорь Шевелев, Виталий Пожарский, оперуполномоченные Сергей Теодорович, Владислав Черный, Виталий Воронцов, Рустам Кашапов. Каждый из них четко знает свое дело и понимает степень ответственности. К слову, две вакансии в отделе УР свободны. Требования к соискателям не слишком высокие: юридическое образование, хорошая физическая подготовка и служба в армии за плечами. Возможно, кто-то из наших читателей решит внести свой вклад в борьбу с преступностью.  Два сотрудника работают в группе розыска: старший инспектор Алексей Криворотенко и инспектор, единственная женщина в УР, Жанна Григорьева. О том, что работа не совсем женская, думаю, упоминать не нужно, однако Жанна Владимировна уверена, что служба в уголовном розыске – ее призвание.

— Это моя мечта с детства, — признается Жанна Григорьева. – Всегда хотела работать именно в уголовном розыске. В школе я, как и все девчонки, смотрела сериал «Тайны следствия», наверное, тогда и зародилась мечта. Поступить на юридический факультет сразу после школы возможности не было, пошла в педагогический. Пять лет работала учителем русского языка и литературы в школе№29, а в 2008 году приняли на службу в уголовный розыск инспектором по розыску. Любовь к профессии пришла не сразу, поначалу было очень сложно, не так, как я себе представляла. Другая специфика работы, другие люди. В школе с детками нужно было интеллигентно разговаривать, улыбаться, здесь же все совершенно по-другому, и поначалу то, что я говорю, просто никто не понимал. Сейчас я знаю, что занимаюсь своим делом.

Трудностей, конечно, хватает. Не кривя душой, скажу, что иногда бывает очень страшно. Здесь главное держаться, не показывать подозреваемому, что чего-то боишься. Трогает за душу все, что связано с ребятишками, невозможно привыкнуть к преступлениям, происшествиям, где потерпевшие – дети. Это невозможно объяснить словами, когда слезы льются сами по себе, а тебе надо как-то собраться и работать.

В своей работе я могу пережить что угодно, но все, что связано с детьми, любым нормальным человеком воспринимается очень тяжело. Я дважды мама, и младший сын, Дмитрий, каждый раз на дежурство меня провожает словами: «Мама, ты только осторожнее!». В мои обязанности входит розыск пропавших людей, установление личности неопознанных трупов. Каждое дело серьезное, за каждое переживаю. У всех пропавших людей есть родные, которые места себе не находят, и нам надо быстро принимать решения, какие-то меры по розыску. На особом контроле дети, сбежавшие из интерната, приюта – за них ответственность несет и государство, и мы.

Сегодня сотрудники уголовного розыска отмечают свой праздник, примут поздравления от коллег, родных и близких. И обязательно пожелают друг другу оперской удачи и надежного тыла. Присоединяется к поздравлениям и наша редакция. Благополучия, успехов и понимания родных, которые разделяют с вами непростые полицейские будни. Спасибо за ваш нелегкий труд!

Екатерина Емелина
«Чунский край»

Читайте также:

  • Будни Следственного комитета: остаться человеком
  • Пьяная драка в Чунском районе обернулась убийством
  • Полицейские в Чунском районе задержали преступную группу лесорубов
  • Сергея Мазура в Чунском районе подозревают в отмывании похищенных бюджетных денег
  • Прикоснулись к истории. Чунские полицейские вернулись из Сочи
  • Дикусарова против Лазаревой и двое на подхвате
Агрегатор новостей 24СМИ
«Прорвемся!» — ответят опера. Чем живут сотрудники уголовного розыска в Чунском районе
11:28
1920
Чуна24
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...