В Балаганске экс-прокурор в компании с оперативником ОБЭП шантажируют мэра района свободой жены. Им нужен лес

Большая часть жителей Иркутской области вспоминает о Балаганском районе, лишь услышав его упоминание в прогнозе погоды по местному телевидению. Один из самых малочисленных районов региона — немногим более 8 тысяч человек населения, он редко попадает на первые полосы новостных лент. Однако вот уже несколько месяцев, как там разворачивается история, которая может оказаться куда как более резонансной, нежели этого ожидали ее инициаторы…

Предысторию свою события, о которых мы сегодня хотели бы рассказать, берут еще весной 2016 года, когда на выборах мэра района победил директор государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Балаганский аграрно-технологический техникум» Михаил Кибанов.

Человек, которого в районе знает едва ли не каждый, двадцать лет возглавлявший образовательное учреждение, с ходу начал перестраивать работу районной администрации. Само собой, что у многих это вызвало ожидаемое недовольство. В качестве одного из ярких примеров его решений, вызвавших возмущение во властных структурах, можно назвать следующий.

До Кибанова пост мэра около 10 лет занимала Надежда Жукова, покинувшая должность по собственному желанию в конце 2015 года. Незадолго до своего ухода из районной администрации она с согласия районной же Думы назначила себе пожизненную надбавку к пенсии за счет районного бюджета… в размере 90 тысяч рублей ежемесячно. Полагаем, говорить о том, что район является глубоко дотационным, и его бюджет вовсе не отличается особой наполненностью, не стоит.

Михаил Кибанов вскоре после избрания эту надбавку, которая являлась по сути своей «золотым парашютом», отменил, и с того момента для многих членов команды предыдущего мэра он стал если не врагом, то персоной нон-грата — точно.

Хоть человеком и руководили лишь соображения экономии бюджетных средств, шутка ли — более миллиона рублей ежегодно должны были уходить на выплату надбавки, понимания его действия не вызвали у многих.

И не только эти шаги обусловили начало необъявленной войны против мэра. Войны, главной пострадавшей в которой оказалась на его супруга, Евгения Кибанова. До момента избрания своего мужа на должность мэра, она на протяжение многих лет работала в столовой того же техникума, что он возглавлял. Начав с должности пекаря в далеком 1991 году, последние четыре года до своего увольнения, она занимала должность шеф-повара (старшего повара). Соответственно, на ней лежала масса обязанностей — от согласования перечня продуктов, которые было необходимо приобретать у поставщиков, до составления меню и контроля за работой кухни в целом.

Многочисленные ревизии, которые проходили в столовой за долгие годы трудовой деятельности Евгении Кибановой, не выявляли недостач или же иных недочетов в работе подразделения, а учащиеся (а их более 100 человек), были довольны качеством пищи, и все было хорошо.

Ровно до того момента, как весной 2017 года ее супруг, на тот момент уже управлявший районом, не был вызван в районную прокуратуру. А там высокопоставленное должностное лицо с большими звездами на погонах в ультимативной форме потребовало от мэра оказать всемерное содействие одному из местных предпринимателей с неоднозначным прошлым.

Последний занимался, да и продолжает заниматься одним из немногих доходных видов бизнеса в районе — рубкой леса. Кстати говоря, в соответствии с открытыми данными, запасы ценной древесины хвойных пород, имеющиеся на территории муниципального образования, составляют ни много ни мало, а около 60 миллионов кубометров.

Мэр в содействии высокопоставленному лицу в категорической форме отказал, сообщив, что с этими вопросами следует обращаться в Черемховский лесхоз, который отвечает за лесопользование на территории. Ответ прокурорского работника не устроил, и он, по словам Михаила Кибанова, пообещал несговорчивому муниципальному чиновнику серьезные проблемы. На тот момент угроза всерьез воспринята не была и, как выяснилось годом позже, абсолютно зря.

Уволившись со службы в надзорном ведомстве, бывший служитель закона заручился поддержкой племянника протежируемого им предпринимателя. Племянник же занимает должность оперуполномоченного в управлении по борьбе с коррупцией и экономической безопасности ГУ МВД по Иркутской области (проще говоря, в областном ОБЭП), и приступил к реализации обещанного. Весной 2018 года в техникуме начались проверки и допросы сотрудников, в первую очередь — работников столовой. Предметом интереса правоохранителей, в числе которых был и упомянутый выше родственник лесного дельца, являлась деятельность супруги мэра на занимаемой ею должности. Напомним, сама она уже в техникуме два года как не работала.

Результатом этого интереса стало возбуждение уголовного дела в отношении Евгении Кибановой по обвинению в получении взятки — в размере 1 233 655 рублей от местного предпринимателя Урюпина. Он являлся одним из основных поставщиков продуктов питания для столовой, и по версии следствия, в период своей работы в техникуме, Кибанова получала от него взятки за подписание фиктивных накладных. То есть, якобы продукты питания фактически в столовую не поставлялись, а за подписание этих документов в отсутствие поставленного товара, Кибанова и получала от предпринимателя денежные средства.

На первый взгляд, обвинение выглядит логичным и налицо классическая схема «отката» должностному лицу. Однако все не так просто.

Дело в том, что деньги у Урюпина Кибанова действительно брала — однако под подпись (!) и для того, чтобы приобретать в его же магазинах скоропортящиеся продукты (сметана, молоко, сыры), которые в силу отсутствия холодильников большого объема в столовой хранить было невозможно.

То есть выглядело это, со слов обвиняемой, так: заключался официальный договор с поставщиком, тот получал безналичный перевод из средств, выделяемых техникуму государством, и доставлял в столовую продукты долгосрочного хранения. Остаток денежных средств отдавался им Кибановой под расписку, и она на эту сумму покупала скоропортящиеся продукты на оптовых базах, с оформлением всех необходимых документов, которые впоследствии шли в бухгалтерскую отчетность.

В чем здесь преступление? По мнению самой Кибановой и опрошенных нами экспертов, единственным ее преступлением было то лишь, что муж в свое время не выполнил незаконного указания прокурорского работника. Ведь продукты в столовую попадали ровно в оговоренном договорами объеме, все до копейки деньги были потрачены исключительно на питание учащихся, и тому есть документальные подтверждения. Даже не будучи юристом, очевидно: когда человек берет взятку, он не оформляет это документально, на бланках, и не подписывается под полученными в качестве незаконного вознаграждения деньгами?..

И это только одна несуразность в предъявленном Евгении Кибановой обвинении. Другая же, не менее явная, заключается в том, что в соответствии с должностной инструкцией и должностными обязанностями, она вовсе не являлась должностным лицом — в том смысле, в котором это понятие рассматривается уголовным законодательством. Она не была заведующей производством, она не была директором или заведующей столовой — она была лишь старшим поваром.

Ею не заключались договоры с поставщиками и она не распоряжалась денежными средствами учреждения — налицо классическая задачка по уголовному праву из учебника для третьего курса юридических вузов. На языке уголовного кодекса это называется — не являться субъектом должностного преступления.

Однако и следователей, и оперативников, и суд приведенные выше несуразности не смутили, и уже на следующий день после возбуждения уголовного дела, 26.10.2018 года, женщина 53 лет от роду, мать двоих детей и бабушка троих внуков, была заключена под стражу. Не подписка о невыезде, не домашний арест — Балаганский районный суд посчитал отчего-то, что бывший повар столовой техникума настолько опасна, что держать ее вне камеры недопустимо. Внятной мотивации этого решения суд по понятным причинам не привел, и вот уже более месяца Евгения Кибанова находится под стражей за то, что приобретала продукты для учащихся техникума.

Судя по всему, даже формального повода к тому, что как-то «зацепить» действующего мэра, сотрудники полиции, действиями которых руководил высокопоставленный в прошлом прокурорский работник, не нашли, и потому приняли решение воздействовать на строптивого чиновника через самое уязвимое место — семью. И в этой связи не может не возникать вопроса: неужели борьба с коррупцией в нашем государстве ведется только на бумаге, и те сотрудники, кто в силу своих должностей призваны бороться с ней и искоренять ее, используют свои полномочия исключительно в личных интересах?

Ведь очевидно, что просьба прокурорского работника была небескорыстной и, кстати говоря, по оперативным данным, этот человек в настоящее время активно занимается освоением лесных богатств области.

Балаганский район — район незаметный и, судя по всему, организовавшие это уголовное дело сотрудники правоохранительной системы рассчитывали на то, что их действия не получат широкой огласки. В их представлении все было просто: «закрыть» женщину в СИЗО, добиться от нее признательных показаний, и через это воздействовать на мужа. Как ни жаль, но подобная практика широко применяется среди недобросовестных коммерсантов в погонах.

Мы очень надеемся, что этот материал заставит их пересмотреть свое мнение, а руководство прокуратуры Иркутской области и ГУ МВД России по Иркутской области обратят на эту ситуацию самое пристальное внимание, дав соответствующую правовую оценку действиям своих сотрудников. Потому что в ином случае получается, что любой из нас завтра может стать жертвой подтасовки фактов и сговора корыстных правоохранителей. Очень хочется верить, что это не так, и что борьба с коррупцией в нашем государстве — не просто слова.

В Балаганске экс-прокурор в компании с оперативником ОБЭП шантажируют мэра района свободой жены. Им нужен лес
14:18
2153
Бабр
Михаил
06:29
Михаил Валентинович, не понимаю, если деньги за продукты были перечислены предпринимателю, зачем от него получать наличные, когда скоропортяшие продукты можно было забирать в магазине просто по накладной? Держись!
Поварёшка
12:19
Прошу прощения, в каком магазине?
Маруся
14:03
Данной продукцией эти поставщики не торговали, скорее всего, либо возить не хотели, ею каждые 3-5 дней. А также договоры заключаются только на определённые вид продуктов: бакалея, овощи, рыба и прочее.
балаганчик
22:51
Это тоже план мести baikal24.ru/text/06-12-2016/mer_balaganskogo/ Не хотел брать, но они заставили!
балаганчик
22:58
09:48
Не удалось засадить под фальсификат дак на жену переключились. Чё там подкидываешь за систему прогнившую. Скора она сожрёт остатки цивилизации в России, сейчас обвинительных больше, чем при Сталине было… А ты подпердываешь за чужое дело, начинай уж думать о своей ///опе.
Загрузка...