Байкал между программой и проектом

Правительство Иркутской области 29 марта приняло делегацию Государственной думы РФ — членов комитета по экологии и межфракционной группы «Байкал». Теоретики природоохранной деятельности приехали в нашу область, чтобы ознакомиться с практикой применения разработанных ими законов и принятых к исполнению федеральных целевых программ, а также подумать, как будет защищать Байкал вводимый в действие национальный проект «Экология».

Подрядчика оставить, директора уволить

В составе московской делегации в Иркутск прибыли председатель комитета по экологии Владимир Бурматов, депутаты Михаил Щапов, Сергей Тен, Алексей Красноштанов и другие. От Совета Федерации приехали Вячеслав Мархаев и Сергей Брилка. Правительство Иркутской области представлял Руслан Болотов, Законодательное собрание — заместитель председателя Кузьма Алдаров, правоохранительные органы —Байкальский природоохранный прокурор Сергей Зенков. Делегацию Республики Бурятия, с территории которой в Байкал поступает самое большое количество загрязняющих веществ, министр экологии Вадим Кантор.

Результаты проверки Счетной палатой РФ эффективности расходования средств на ликвидацию отходов БЦБК и скандалы вокруг компании «Росгеология» привели к тому, что в Министерстве природных ресурсов и экологии сменился руководитель, а в компании уволены директор и его заместитель. В целом правительство РФ и Государственная дума сделали вывод о недостаточной эффективности работы Минприроды страны и бесцельном расходовании средств. Перед вылетом в Иркутск Владимир Бурматов провел встречу с заместителями министра и узнал, что в Минприроды создадут отдельную рабочую группу по проблеме БЦБК.

Владимир Бурматов считает, что Байкал давно находится в центре федеральной повестки дня, но чаще всего упоминания озера далеко не позитивные. В списке негативных информационных поводов затянувшаяся ликвидация отходов БЦБК, негативные последствия хозяйственной деятельности и туризма, нерациональное расходование средств федерального бюджета. В последние пять лет из него выделяли в два раза меньше средств, чем планировалось. Однако принятые к исполнению мероприятия были разрозненными и имели к озеру косвенное отношение.

— Есть очень серьезные вопросы к регионам и к федеральным органам. Есть опасность, что с вступлением в силу национальной программы «Экология» может произойти дальнейшее сокращение федеральных средств, перераспределение их на другие программы, — отметил Владимир Бурматов.

Члены межфракционной группы «Байкал» отметили в выступлениях, что Министерство природных ресурсов РФ так и не смогло направить в Иркутск ни одного из своих представителей с отчетом о проделанной работе. Председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов в приветственном слове подчеркнул, что вокруг Байкала много проблем, созданных, в первую очередь, действующим законодательством. Оно запутанное и противоречивое. Экологическая экспертиза при строительстве самых простых сооружений превращается в чрезмерные и ничем не обоснованные действия, что не позволяет в разумные сроки и за разумные средства создавать необходимые для развития региона социальные объекты и даже жилье.

Два региона — два подхода

Иркутская область в 2014-2018 годах на охрану Байкала получила из федерального бюджета 4 млрд рублей, из областного бюджета — 1,2 млрд. Процент освоения средств вырос с 36 в 2014 до 89,1 в 2018 году. И если в начале периода соглашения заключались в такие сроки, что их невозможно было выполнить, то сейчас ситуация исправляется. В 2018 году в Байкальске построены две очистные станции, которые полностью ввели, несмотря на все трудности. Напорные коллекторы и станции очистки построены и введены в Свирске, Шелехове и других городах области.

Прибайкалье выполняет мероприятия по замене устаревших котельных, берегоукреплению рек и строительству других объектов, оказывающих воздействие на улучшение экологической обстановки на Байкальской природной территории. Самым крупным объектом остаются очистные сооружения правого берега в Иркутске. Перед правительством стоит большая проблема: федеральная целевая программа завершится в 2020 году, и нужно уже сейчас решать, включать очистные в национальную программу или область будет завершать пуско-наладочные работы и их ввод в едином комплексе за свой счет.

При выполнении проекта берегоукрепления в Листвянке правительство региона столкнулось с противоречиями в земельном законодательстве, недобросовестной работой подрядчика и отсутствием приемлемого технического решения. Еще более сложная ситуация складывается с ликвидацией промышленных площадок в Усолье-Сибирском и Байкальске: законодательство требует при использовании федеральных средств и ликвидации отходов первого класса опасности получить в итоге объект капитального строительства, подразумевая некий саркофаг. Но есть возможность полностью очистить площадку и переработать все отходы без захоронения.

— Мы ставим перед собой задачу полной переработки отходов, в том числе и бытовых. Это колоссальный ресурс, и мы вместе с региональным оператором ищем решение. Идет проектирование мусороперерабатывающего завода, — пояснил Руслан Болотов.

Правительство Республики Бурятия оценило последствия от затопления города Улан-Удэ паводковыми водами реки Селенга в 318 млрд рублей. Речь идет не столько о высокой стоимости городских объектов, сколько о том, что паводок размоет очистные сооружения города и вся грязь окажется в Байкале. Поэтому министр экологии Бурятии Вадим Кантор попросил депутатов ГД РФ поддержать предложения правительства региона и включить защитные сооружения Улан-Удэ в национальный проект «Экология». Депутаты могут, наверное, поддержать это предложение, но стоит помнить, что Бурятия не решает эту задачу как минимум с 1990 года, когда очередной паводок показал особенную остроту проблемы. Время от времени республике выделяют деньги, но ничего не происходит.

Закон и наука

Байкальский природоохранный прокурор Сергей Зенков рассказал участникам совещания о состоявшейся недавно коллегии Генеральной прокуратуры и отметил, что в действующем законодательстве есть устаревшие нормы. А если перед страной стоит задача сохранения стратегических запасов чистой воды в Байкале или создания комфортных условий для местного населения, следует выбрать Байкал. Населению можно представить некие льготы по подоходному или земельному налогу, но все природоохранные требования должны быть выполнены в полном объеме. Все суда на Байкале должны быть оснащены оборудованием системы ГЛОНАСС. Это позволит отследить, когда капитан и команда сдавали отходы на специальные суда по приему сточных вод.

Председатель Научного совета Сибирского отделения РАН по проблемам озера Байкал Игорь Бычков и директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов заявили о возможном катастрофическом развитии экологического кризиса на Байкале. Проблема даже не в том, что на озере нет очистных сооружений и до сих пор нет согласия по поводу отходов БЦБК, главную угрозу Байкалу представляет правительство РФ, планирующее изменение требований в приказе № 63 о параметрах очистки стоков.

Как рассказал Андрей Федотов, проект изменений параметров допускает увеличение поступлений фосфатов из очистных Улан-Удэ в 4 раза (с 13 до 54 тонн в год). Это означает, что сточные воды можно не очищать, а дополнительно загрязнять. Авторы поправок не учитывают, что в природе сульфаты и хлориды по концентрации в воде отличаются в сотни раз. Поправки разрешают сбрасывать в Байкал и Селенгу совершенно одинаковое количество этих веществ, причем речь идет о тысячах тонн в год. Лимнологический институт и Научный совет отправили в Минприроды РФ отрицательный отклик на этот проект и предложили снять его с обсуждения.

Игорь Бычков напомнил, что финансирование федеральной целевой программы по охране Байкала за время ее реализации сократилось на 44 процента, а по некоторым проектам – на 90-95 процентов. Правительства Иркутской области и Бурятии, действуя в тесных рамках ФЦП, работали лучше и успешнее там, где объекты находились дальше от Байкала. По мнению Игоря Бычкова, сегодня расходование средств неэффективно даже при решении задачи мониторинга обстановки на Байкале – треть территории озера находится вне поля зрения науки и природоохранных ведомств, хотя их количество растет с каждым годом.

Финальная дискуссия получилась эмоциональной и даже отчасти скандальной. Мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев заявил, что прокуратура не позволяет местным жителям строить жилье даже взамен сгоревшего. Однако Сергей Зенков тут же обвинил мэра в том, что он раздал 400 земельных участков на территории национального парка. Депутат ГД РФ Алексей Красноштанов предложил решить проблемы Байкала максимально радикальным способом — эвакуировать все население в Иркутской области и Республике Бурятия из Центральной экологической зоны Байкала.

Депутат ГД РФ Михаил Щапов, для которого Ольхонский район является частью избирательного округа, напомнил о необходимости повышать уровень жизни граждан на Байкальской природной территории. Большая часть населенных пунктов — это сельские поселения, в которых устарела вся инфраструктура. Депутат предлагает включить в текст национальных проектов и бюджеты всех уровней дополнительные расходы на создание современной коммунальной инфраструктуры, строительство очистных сооружений, теплоисточников и дорог.

— К сожалению, сегодня здесь нет представителей Министерства природных ресурсов, это сложившийся тренд, и именно из-за этого мы многие вопросы обсуждаем годами. Пора вспомнить, что у нас есть право законодательной инициативы и вынести все вопросы, связанные с приказом № 63 на площадку комитета по экологии ГД РФ, отрегулировать их законом, — предложил Михаил Щапов.


Байкал между программой и проектом
12:36
1551
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...