Почему мигранты заполонили Чунский район

К многолетней и наболевшей проблеме изобилия трудовых мигрантов в Чунском районе вновь обратилась межведомственная комиссия по вопросам миграции.

Заседание прошло 14 июня в администрации района под председательством первого заместителя мэра Алексея Емелина. Участие в совещании приняли прокурор Чунского района Владимир Батуев, ВРИО начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Чунскому району Галина Маевская, временно замещающая должность директора Центра занятости населения Олеся Варламова, представители администрации района.

Мигранты

Вначале Галина Маевская ознакомила участников совещания с текущей миграционной обстановкой. Количество мигрантов у нас продолжает расти. С начала года прибыло и поставлено на первичный миграционный учет  около 1200 иностранных граждан. Это сильно превышает прошлогодний показатель за тот же период – порядка 750 человек. По целям въезда, как и всегда, лидирует работа на территории района. По национальностям, в порядке убывания преобладают узбеки, казахи, китайцы, таджики и сербы. В 2018 году на первом места также были узбеки, за ними граждане Китая, Таджикистана, Киргизии и Сербии.

Всего сейчас на миграционном учете в районе стоит  больше 2700 иностранцев. За год прирост составил почти тысячу человек. Миграционная служба отмечает, что вследствие миграционной политики государства все больше иностранных граждан хотят находиться в Российской Федерации на законных основаниях и вовремя получить патент на работу. Что касается трудоустройства, то наибольшее количество работников из-за рубежа числится в ООО «Ангара», «Илим», «Дельта Вуд», «Чуналес», «Октябрьский ЛЗК», «Северлес», «Велесстрой»,  «ГранитЛес», «Медведь» и « Велесстроймонтаж». Естественно,  практически все заграничные гости едут в Россию по инициативе работодателей.

Интересно то, что многие из них имеют статус высококвалифицированных специалистов – ВКСников, как называют их в миграционной службе. Несколько лет назад, при общем сокращении квоты на иностранную рабочую силу, российский законодатель, с целью привлечь в страну хороших иностранных специалистов, дал особый «зеленый свет» тем, кто имеет такой статус. Предполагалось, что работодатель должен обеспечить для такого ценного кадра хорошие условия для работы и проживания. Но одно дело, когда в сибирскую глубинку приезжает работать, например, врач из Таджикистана, и это помогает решить кадровую проблему в больнице. Но совершено другое, когда отнимают рабочие места там, где их и без того не хватает.

В Россию, преимущественно из Китая, хлынул поток «специалистов» с «высочайшей» квалификацией самой разной направленности, но только не той, что принесла бы реальную пользу нашей стране. Как и в других лесных районах, у нас ВКСники чаще всего носят верхонки и живут чуть ли не в цехах. Руководителя одного из местных предприятий, где на сегодня больше всего ВКСников, а русских – только пятая часть, в этот день пригласили на комиссию для разговора.

Грузчик с дипломом

Предприятие представляла его генеральный директор – женщина лет тридцати, по виду и манере общаться – из рабочего класса. По образованию продавец-контролер, на лесопромышленном предприятии она проработала два года и потом сразу, наверное, за выдающиеся таланты, стала генеральным директором. Видимо, учредители решили, что производственного опыта и образования для этого у нее достаточно. В беседе выяснилось, что директор, мягко сказать,  не вполне владеет терминами, принятыми в лесопереработке, и на элементарные вопросы несколько раз отреагировала емким словом «Чё?».

Однако к рядовым работникам у нее и учредителей требования куда выше. Например, все – и рамщики, и контролеры, и грузчики, и подсобные рабочие, и повара – должны иметь образование не ниже среднего специального. Хорошо бы еще знать определенный иностранный язык, и так далее в том же роде. Именно поэтому на предприятие практически не берут местных жителей. Зато так и видится, как иностранные дипломированные работники, изъясняясь по-французски, высококвалифицированно орудуют метлами и считают доски из русского леса.

По данным Центра занятости, предприятие заявляет по 100 вакансий, но ни один направленный Центром российский кандидат не подошел по стажу, образованию и профессиональным качествам. К сожалению, закон позволяет работодателям устанавливать такие требования, какие он сочтет нужным. В этой организации всем требованиям отвечают 72 узбека, таджика и китайца. Стоит ли пояснять, что в основном они заняты неквалифицированным трудом, несмотря на статус высококвалифицированных специалистов.

По-настоящему ВКС только один – главный инженер, гражданин Китая. Русских здесь работает только 24 человека.  Кроме того, по словам руководителя, пятеро проходят испытательный срок – без трудоустройства и, соответственно, безо всяких гарантий. Комиссия порекомендовала ей как можно быстрее оформить с ними трудовые договоры и предоставить их в отдел труда администрации района. Там же готовы дать подробную консультацию по трудовым вопросам. Прокурор добавил, что у него на рассмотрении уже были жалобы от работников этого предприятия на нарушение трудовых прав, после чего последовала проверка.

— Нарушений выявлено много, установлен срок для их устранения, иначе будет наложен немалый административный штраф. Работодатели напрасно думают, что могут игнорировать  Трудовой кодекс. Трудовой договор с работником должен быть. И если работа не сезонная, то договор бессрочный, — подчеркнул Владимир Батуев.

Внятных ответов, почему на работу не берут русских, генеральный директор дать не смогла. Наверное, не хватило образования. Впрочем, и так понятно. Для русского нужен договор, социальные гарантии, за него надо платить налоги, и он может пожаловаться. А иностранец будет молчать и работать без выходных за мизерную зарплату.

Иностранцы — дешевле и проще

Ряд штрихов к получившейся картине добавила информация руководителя Центра занятости. Сейчас в базе вакансий насчитывается около 350 рабочих мест, из которых порядка 200 – для иностранцев. Об этом говорится прямо или косвенно – через требования работодателя или такие условия труда, на какие местный житель вряд ли пойдет.  Это низкая зарплата, вредный или опасный труд (яркий пример – «Чуналес» с его выбросами), высокий риск профзаболеваний, территориальное несоответствие. В итоге иностранная (особенно азиатская) рабочая сила занимает рабочие места, увеличивает безработицу и, соответственно, снижает уровень оплаты труда местных работников.

Проблема не нова, поток мигрантов не остановить, а работодатели добровольно не откажутся от дешевого труда иностранцев. Закрыть предприятия по этой причине нельзя – такого права нет ни у кого. Ситуация схожа во многих территориях области и страны. Чунский район – лишь небольшая деталь на общей карте занятости. Но защищать интересы наших граждан надо. Там, где не действует убеждение, будут применять другие рычаги.

В ближайшее время по поручению Алексея Емелина Центр занятости и миграционная служба составят список предприятий, где трудятся иностранцы – обладатели патентов на неквалифицированный труд (подсобные рабочие, уборщики и т.д.), и куда не берут россиян по обозначенным выше причинам. Это станет поводом для обоснованных вопросов к работодателям. Кроме того, прокурор района выразил намерение активно заняться темой мигрантов в рамках полномочий надзорного органа. Первые шаги уже есть.

По информации районной администрации.

ИА «Чуна24»

18:40
534
Чуна24
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...