Отлов собак: начать нельзя закончить

Проблема бездомных собак для района всегда была актуальной, но особенно острой она стала после летнего паводка.  Уличную собачью армию теперь пополняют не только щенки, но и десятки бывших домашних животных, которых бросили уехавшие или переехавшие хозяева. Или просто так бросили.

Собаки бродят по улицам, сбиваются в стаи, пугают прохожих, пытаются нападать на людей. По данным районной больницы, в 2019 году количество укушенных возросло почти вдвое – с 16 в 2018 году до 33 в 2019-м.  Только с ноября по январь с укусами собак за медицинской помощью обратились 10 жителей района, в то время как год назад за такой же период зарегистрировано всего 2 случая. Жители требуют от властей немедленных и жестких действий, пишут обращения, возмущаются в соцсетях. Проблема действительно уже выходит за рамки терпения, и люди действительно уже готовы на все – от расправы над бесхозными животными до создания собачьего приюта. В Октябрьском, например, нескольких опасных собак кто-то застрелил. Почему же в этой вопиющей ситуации должным образом не работают механизмы, которые позволили бы избавить людей от опасности законным путем?

Буква закона

С закона все начинается и им заканчивается. Выход за рамки – нарушение. Полномочия по организованному отлову бесхозных собак и кошек появились у органов местного самоуправления сравнительно недавно, в конце 2013 года, когда был принят областной закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями по организации проведения в Иркутской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек». До этого отлов или ликвидация бродячих собак приравнивались, по сути, к самоуправству и могли повлечь за собой наказание. Новый же закон наделял муниципальную власть городского и районного уровня полномочиями по организации отлова: проведению конкурса на выполнение работ и последующим контролем. Средства на это выделяются из областного бюджета, но их объем до сих пор сильно отстает от потребности. Между тем популяция бездомных собак растет. Других законных путей по ее сокращению нет.  И такая ситуация почти во всех территориях Иркутской области. Так, в 2015 году Чунскому району профинансировали отлов 52 собак при заявке на 500 с лишним голов, в 2016 — столько же, в 2017 – 112, в 2018 – 101, в 2019 – 90. На 2020 год лимит только на 112 особей, хотя заявка администрации учитывала наплыв бесхозных собак после паводка.

Администрация района ежегодно направляет в Службу ветеринарии Иркутской области просьбы увеличить финансирование, но результата это не дает. В этом году обращение направлено с пометкой «на 170 голов дополнительно в связи с ЧС». Решение пока неизвестно.

К слову, если полномочия по организации отлова (как своего рода обязанность) лежат на районной администрации, то Федеральный закон «О местном самоуправлении» дает подобные права администрациям муниципалитетов, только за счет собственных средств. Схема та же: заложить в бюджете сумму, объявить конкурс на выполнение работ, определить подрядчика. Но муниципалитеты Чунского района эту возможность пока старательно обходят. В этом году исключением стали администрации Октябрьского и Лесогорского МО: в поселениях после паводка собачья проблема серьезнее, чем где-либо. В бюджетах заложено соответственно 50 и 25 тысяч рублей на организацию отлова.

И несколько слов о подрядчике. Это должна быть специализированная организация, с лицензией и условиями для содержания, лечения и обработки животных. В районе и близлежащих территориях таких нет, во всей области – единицы. Поэтому подрядчиков в области, мягко сказать, очень не хватает. Несколько лет подряд и Чунский район, и другие районы выручали ветеринарные станции. Порой только они выходили на конкурс и как единственные участники становились победителями.

Норматив не по норме

Нормативы расходов на одно безнадзорное животное едины для всех. В Иркутской области их устанавливает служба ветеринарии. В пунктах передержки животных сначала содержали до полугода, сейчас полагается только 25 дней. За это время им должны провести ветеринарную обработку, лечение и стерилизацию. Затем, как гласит закон, если им не нашли хозяев, и они не агрессивны, собак должны вернуть в место прежнего обитания. Гарантии на то, что болезнь или агрессия больше не появятся, конечно, нет. Но размножаться, по крайней мере, они уже не смогут.

Отлов, доставка, обработка и последующее содержание собак обходятся дорого и дорожают с каждым годом. Норматив на одну голову пересматривали не раз, и на сегодня он составляет 3,6 тысячи рублей на собаку. Кажется — много. Однако, как утверждают ветеринары и владельцы собачьих приютов, реальные затраты, если выполнять все требования, составляют от 8 до 11 тысяч: автотранспорт, лекарства, плата ветеринарам, корм, оплата коммунальных услуг и прочее. В ущерб себе работать никто не будет. Это и стало причиной того, что конкурс на определение подрядчика, который объявила администрация района в январе, не состоялся. Желающих не нашлось. А освоить деньги, по закону, можно только через конкурс.

Приют со всеми удобствами

Есть и еще одна, не менее веская, причина отсутствия претендентов. С 1 января вступил в действие Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», который регулирует в том числе обращение с животными без владельцев и работу собачьих приютов. Требования к приютам, их оснащению очень сильно ужесточились. Теперь обязательно зонирование (административно-хозяйственная, производственная, карантинная, ветеринарная зоны, изолятор, площадка для выгула, склад), горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электричество, освещение, вентиляция, заборы определенной высоты и так далее. Есть условия по размещению приюта, условия по кормлению, выгулу, уходу – тоже все крайне строго. Часть процедур обязаны фиксировать на фото и видео, что повлечет дополнительные расходы.

Временная передержка животных без соблюдения этих требований отныне запрещена. Раньше ветеринарная станция отлавливала собак и могла их временно содержать на своей территории. Теперь такой возможности без нарушения закона нет. И другие организации – «ловцы» вряд ли захотят, а главное, сумеют подстроиться под новые требования. Ведь это очень большие вложения. А если учесть весьма ограниченный норматив в 3,6 тысячи рублей на одну голову…Вот еще нюанс. К полномочиям «отловщиков» теперь относятся возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых хозяев, но расходы на эти работы в норматив не заложены. Также с этого года в приютах  запрещено усыплять собак. Разрешается только по предписанию ветеринара в связи с неизлечимым заболеванием или о не совместимой с жизнью травмой у собаки. А очень больных и крайне агрессивных, кого не вернуть в места прежнего обитания, положено содержать в приютах до естественного конца жизни. Но муниципальных приютов для бездомных животных в области нет, а для частных отловщиков это невыгодно. 3,6 тысячи рублей на собаку выделяются только один раз. О том, на что содержать и лечить таких особей до конца жизни, в законе ничего не написано.

Кстати, Минприроды РФ планирует создать подразделение, которое будет заниматься проблемой приютов для животных. Генеральная прокуратура уже начала проверять, как регионы исполняют нормы закона по их созданию. По официальным данным, страна обеспечена ими лишь на 20%.

100 подписей и приют

Законы и финансы обычных людей, как правило, мало волнуют. Им нужен результат. В Октябрьском активисты из жителей намерены провести собрание, чтобы решить, что делать с бродячими псами.  В Лесогорске собирали подписи под просьбой принять меры по отлову безнадзорных животных, так как собаки начали нападать на детей, и задумались об открытии собственного приюта. Нашелся предприниматель, который предложил земельный участок, нашлись желающие возглавить и на первых порах профинансировать приют. 3 февраля в поселковой администрации прошла встреча с участием главы, заместителя мэра района, предпринимателей и жителей.  Съездили на участок, посмотрели условия. Но активистам, когда они ознакомились с требованиями, очень быстро стало ясно, что на одном энтузиазме официальный приют не создать. Даже для временной передержки —  по закону нельзя, если не выполнены все условия. Взвесив все, проект отложили на будущее: для начала надо как минимум обозначить землю под приют в Схеме территориального планирования поселка.

«Хатико» отменяется

В тот же день в областных СМИ прошла информация о том, что отлов собак в Чунском районе якобы начнется 7 февраля. Называли даже подрядную организацию и сумму контракта. Откуда взялась эта дата и сама информация – неизвестно. Как выяснила администрация района, речь шла всего лишь о согласии Усть-Илимского приюта «Хатико» взять к себе 50 отловленных собак из Чунского района.  Предварительную  договоренность с «Хатико» заключила служба ветеринарии Иркутской области. Но как реализовать этот план? Никто, в том числе «Хатико», на конкурс не выходил, конкурс не состоялся, деньги помимо конкурса освоить нельзя, подрядчика нет, и у нас нет условий для передержки собак до их отправки в Усть-Илимск…

И снова закон

Проблемы с поиском спецорганизации для отлова есть во всех территориях Приангарья. Но особенно остро вопрос стоит в отдаленных поселениях и районах, пострадавших от паводка. В ноябре тему обсуждали  на Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, увеличение норматива на одну собаку там назвали необходимостью и заключение об этом направили в областное Законодательное Собрание. На сессии ЗС 29 января рассматривали поправки в закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по организации проведения в Иркутской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек».

Видеозапись этого фрагмента сессии есть на сайте Заксобрания. Сначала недавно назначенный руководитель службы ветеринарии Сергей Шевченко ознакомил депутатов с поправками, которые приводили в соответствие федеральный и областной законы в сфере обращения  с безнадзорными животными. Затем слово взяла депутат Наталья Дикусарова. Она выступала, держа в руках листы с обращением и подписями жителей Лесогорска. По ее словам, еще в декабре звучали заверения, что подтопленным территориям из областного фонда ЧС выделят дополнительные, и очень неплохие, деньги на отлов собак, и сам отлов пройдет в том же месяце. «Ни увеличения финансирования, ни отлова не произошло. Сейчас январь, конкурсные процедуры идут 45 дней, то есть даже в марте собаки отловлены быть не могут. (Напомним, что конкурс в Чунском районе не состоялся, значит, сроки сдвинутся еще). У нас режим ЧС, у нас особые условия, в Чунском районе ситуация патовая. Надо завтра решить эту проблему. Мы с вами в шаге от массовой трагедии», — заявила Наталья Дикусарова и попросила руководителя ветслужбы пояснить, что нужно для того, чтобы буквально завтра начать отлов. Сергей Шевченко на этот эмоциональный вопрос ответил, что в тот же день у него запланировано совещание по проблемам отлова, и зонам затопления будет уделено приоритетное внимание. Наталья Дикусарова внесла два предложения: передать полномочия по организации отлова от муниципалитетов на областной уровень, поскольку  «это не может ложиться только на плечи органов местного самоуправления…», и после передачи сделать государственный заказ на отлов службе ветеринарии Иркутской области. Все это Сергей Шевченко также пообещал рассмотреть на своем совещании.

После этого высказались еще несколько депутатов. Они говорили о том, что в области, по сути, только два приюта могут участвовать в конкурсах: «Пять звезд» и «К-9». Один из них, как считают депутаты, не захочет выходить на конкурс при сегодняшних нормативах, а второму, если он и захочет, просто не справиться с отловом по всей области. Пришли к выводу, что все же нужны региональные приюты для бездомных животных. Но опять-таки, если посчитать затраты на них в свете последнего федерального закона…

С закона все начинается и им заканчивается. 5 февраля администрация района объявила повторный конкурс на отлов безнадзорных собак в рамках выделенного финансирования – на 112 особей.  Может быть, подрядчик все-таки найдется.

 

Чуна24

Поделитесь новостью с друзьями!
11:12
796
Чуна24
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...