Немалый малый бизнес: "Зимняя вишня" как классический пример

Последние два дня информационная повестка абсолютного большинства СМИ (исключая, как водится, федеральное телевидение), посвящена трагедии, что произошла в г. Кемерово позавчера. Торговый центр, расположенный в одном из переделанных на скорую руку корпусов бывшей кондитерской фабрики, вспыхнул около 4 часов вечера. За считанные минуты пламя охватило верхний, четвертый этаж, где наряду с детскими комнатами и контактным зоопарком располагался кинотеатр. Именно там и было обнаружено наибольшее число тел погибших – кем-то запертые двери кинозалов помешали детям, смотрящим там мультфильм, выбраться из полыхающего ада.

Сколько человек погибло в этой трагедии, кто именно закрыл двери кинозала, почему не сработала, или же была вовсе отключена пожарная сигнализация – будет разбираться следствие. Оно и сейчас идет полным ходом: допрашиваются свидетели, отсматриваются видеозаписи, изымаются документы –обычная в таких случаях работа. Не будем касаться и избитых за эти дни тем: почему на место трагедии не приехал губернатор, прятали ли трупы, член ли партии «Единая Россия» женщина, управляющая центром… Это все важно, но поговорить сегодня хотелось бы о другом. О том, что на мой взгляд, является одной из основных предпосылок пожара.
Что такое «малый бизнес»?
Вечером 25 марта широкие народные массы из комментария высокопоставленного сотрудника кемеровского МЧС с удивлением узнали, что, оказывается, огромный торговый центр с сотней бутиков, игровыми комнатами, многозальным кинотеатром, игровыми автоматами и зоопарком может быть малым бизнесом. Пользователи сети Интернет, далекие от коммерции и юриспруденции, гадали, как такое может быть. Звучал в том числе и вопрос: сколько владелец ТЦ заплатил налоговой службе, чтобы такой статус получить. Спрашивали – отвечаем. Нисколько. Спасибо за эту юридическую конструкцию и лазейку в законе следует сказать всенародно избранной, любимой и патологически сексуально озабоченной государственной думе.
Дело в том, что в конце 2008 года ею был принят федеральный закон № 294-ФЗ, с длинным и невнятным названием. Суть его сводится к тому, что вводится комплекс мер, призванный снизить административное давление на малый бизнес. И главной из этих мер стало появление т.н. «надзорных каникул». Проще говоря, это означает, что юридические лица, начинающие заниматься наиболее распространенными видами экономической деятельности, освобождались от проверок контролирующими органами на три года. Для того, чтобы начинающий бизнесмен «успел встать на ноги, не отвлекаясь на проверяющих». Идея благая, бесспорно, но вот только реализация её, как всегда, подкачала.
Начнем с того, что критерии для того, чтобы бизнес можно было отнести к малым, вызывают, мягко говоря, недоумение. Это штатная численность организации: не более 100 человек, и годовая выручка: не более 800 миллионов рублей. При соблюдении двух этих критериев бизнес является малым, и пользуется теми самыми надзорными каникулами в полном объеме. То есть еще раз: три года к предпринимателю, кроме как в исключительных случаях, не вправе приходить с проверками ни пожарные, ни роспотребнадзор, ни муниципальный контроль, ни еще с десяток иных контролирующих и проверяющих органов, расположенных на уровнях от федерального до муниципального.
А теперь посмотрим на стандартную схему управления торговым центром, чтобы понять, почему он может стать малым бизнесом. В каждом ТЦ существует управляющая компания, которая занимается сдачей площадей в аренду, обслуживанием здания, расчетами с ресурсоснабжающими организациями и прочими рабочими моментами. В ней обычно работают: директор, заместитель, несколько бухгалтеров, юрист, пара-тройка инженеров, возможно, несколько разнорабочих, в чей функционал входит прикручивание отваливающихся ручек и замена шпингалетов в туалетах. Итого от силы – человек 15.
А как же охрана, уборщицы, техники, обслуживающие лифты и эсклаторы, спросите вы? Да очень просто: на аутсорсинге. То есть это – сторонние компании, которые на договорной основе предоставляют ТЦ свои услуги, и охранники в той же самой «Зимней вишне», к примеру, сотрудниками ТЦ не являлись: они были работниками ЧОП. (Да, чуть отвлекаясь, интересная деталь: уже прошла информация, что ЧОП этот принадлежит семье заместителя прокурора Кемеровской области) За счет этой нехитрой схемы и удается сохранять штатную численность в установленных законом для малого бизнеса пределах.
А что же делать с предельной годовой выручкой? Ведь если ТЦ действительно велик, то за год он собирает всяко больше 800 миллионов рублей? Даже в нашем заштатном иркутском «Версале», и то за год около 400 миллионов набегает, что уж говорить о центрах покрупнее. Здесь все еще проще: самым простым и очевидным способом является заключение договоров субаренды.
Проще говоря: управляющая компания сдает, например, 100 квадратных метров ИП Иванову по ставке в 500 рублей за квадратный метр. И Иванов честно оплачивает на счет УК 50 тысяч рублей в месяц. А вот уже ИП Иванов (естественно, подконтрольный УК), сдает эту же площадь арендаторам по договору субаренды по цене в 5000 рублей за квадрат. И полученный от этого доход формально принадлежит именно ИП, а не управляющей компании, и в зачет пресловутых 800 миллионов не идет. Подобная схема примечательна еще и тем, что заключение договоров субаренды с ИП позволяет максимально оперативно обналичивать денежные средства – что в случае с юридическим лицом делать куда как сложнее и затратнее. Но это уже тема для отдельного разговора.
Вот и получается в результате, что огромный торговый центр – субъект малого бизнеса, и пользуется значительными преференциями в отношениях с проверяющими органами. Именно поэтому с 2016 года и не было проверок в «Зимней вишне» – без распоряжения прокуратуры (такого, как опубликованное Генеральной прокуратурой в понедельник), либо же жалобы на конкретное нарушение закона, провести там внеплановую проверку просто невозможно. И здесь мы подбираемся к самому интересному.
В цивилизованном обществе, где бизнес осознает свою ответственность перед населением, и планирует работать долго – коммерсант сам заинтересован в том, чтобы в его хозяйстве царил порядок. И для этого дамоклового меча над головой в лице строгого инспектора пожарного надзора ему не нужно: достаточно лишь совести и здравого смысла. То есть, бизнес работает, и от государства требуется ему просто не мешать. Но, повторюсь – это в обществе цивилизованном.
В России же у большинства людей, вне зависимости от их социального статуса и финансового положения, преобладает менталитет подростка — пятиклассника. Наиболее просто он описывается фразой: «А зачем делать домашнее задание, если учитель его все равно не проверяет?». И шаг навстречу в виде отсутствия проверок первые три года воспринимается как индульгенция и фактическое разрешение делать, как вздумается. То есть – как быстрее, дешевле и проще. Что в полном объеме владелец ТЦ «Зимняя вишня» и продемонстрировал.
Дешевый пластик на стенах, вспыхивающий за секунды, через раз работающая пожарная сигнализация, набранный с улицы персонал, ответственный за пожарную безопасность с дипломом кулинарного техникума – это все следствие описанного выше мировосприятия. Если не проверяют – зачем делать по уму? А вот когда время проверки настанет, по-быстрому что-нибудь придумаем, и «вопрос порешаем». Результат – налицо.
И что самое интересное, все готовы обсуждать автомобиль главы регионального МЧС, единоросовского директора ТЦ, владельца здания, живущего в Австралии, но никто отчего-то не вспоминает о 450 м… милых гражданах, которые заседают в красивом здании на Охотном ряду и принимают законы. Законы, которые потенциально несут в себе трагедии, подобные той, что приключилась позавчера. Никто не высказывает мысль о пересмотре отдельных положений пресловутого закона, ужесточении критериев отнесения организации к малому бизнесу, сокращения надзорных каникул и т.д. Все сосредоточены на ярких и кричащих вопросах. А самое важное вообще, по обыкновению, решается тихо...
Случай в Кемерово однозначно продемонстрировал, что без занесенной над головой дубины государства, отечественный бизнес функционировать нормально не в состоянии. Выполнять правила, осознавая их необходимость, у нас пока еще не готовы. И если на горизонте не маячат штрафы по полмиллиона или приостановление деятельности, то никто и не почешется – потому что подросток не думает о будущем. Для него есть только «сейчас», а об отдаленной перспективе пусть думают взрослые.
P.S. Сотрудники ФНС, работающие на территории, со вчерашнего дня сталкиваются с неприкрытой агрессией среди населения. Их обвиняют во взяточничестве, якобы это из-за их кемеровских коллег «Зимняя вишня» была на особом положении. И никто не вспоминает, за кого он голосовал на выборах в государственную думу...
Арсений Ларин

Немалый малый бизнес: "Зимняя вишня" как классический пример
03:00
1108
TELEX.NEWS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...