Купили деду новую ниву за 1.800.000 рублей. Не смогли доехать до дома, как она встала колом. Повезли обратно дилеру
История, о которой пойдет речь, уходит корнями в заветную мечту деда автора Дзен-канала "Андрей Якунин | Про авто".
Всю жизнь дед провел за рулем советской и российской техники, и "Нива" для него – не просто автомобиль. Это символ проходимости, уверенности, которую можно обрести где-то там, где заканчивается асфальт и начинаются настоящие дороги – лесные, полевые, те, что ведут к заветному озеру для рыбалки или в дремучий лес за грибами.
Старенькая "Нива", которая верой и правдой служила не один десяток лет, наконец-то попросилась на заслуженный отдых. И тогда вся семья Андрея решила – пришло время исполнить дедову мечту и подарить ему новую машину, прямо с завода. Чтобы пахла свежим пластиком и краской, чтобы не было никаких неприятных сюрпризов и постоянных ремонтов.
Выбор был очевиден – конечно же, Lada Niva Travel в топовой комплектации. Да, цена кусалась. С учетом дилерских наценок, дополнительного оборудования, которое, как водится, навязывают, и прочих сборов, итоговая сумма в чеке оказалась пугающей - 1.800.000 рублей.
За "Ниву". Многие закатили бы глаза и сказали, что за эти деньги можно было взять подержанного "японца" или даже "корейца" в отличном состоянии. Но это был бы не тот автомобиль. Душа бы к нему не лежала. Деду нужна была именно она – простая, понятная и родная.
День покупки превратился в настоящий праздник. В дилерском центре все блестело, излучая атмосферу новизны и успеха. Менеджер с лучезарной улыбкой вручил деду ключи от вожделенной машины. Обычно сдержанный в проявлении эмоций, дед светился от счастья. Он несколько раз обошел машину, словно знакомясь с ней заново, погладил рукой холодный металл капота, заглянул в салон.
Все тот же узнаваемый интерьер, но с нотками современности – кондиционер, мультимедийная система с небольшим экраном. Усевшись за руль, дед с непривычки долго осматривался, но в его глазах читалась неподдельная радость. Оформив документы, пожав руки менеджеру, они отправились в путь. До дома – около 60 километров по загородной трассе.
Первые километры были наполнены эйфорией. Машина шла мягко, двигатель работал ровно. Они обсуждали планы на первую поездку на рыбалку, говорили о том, как будут обкатывать машину, как ахнут соседи, увидев новенький внедорожник. Дед вел машину аккуратно, прислушиваясь к каждому звуку, что вполне естественно для новой техники. Солнце светило в лобовое стекло, настроение было прекрасным. Казалось, ничто не сможет омрачить этот день.
Проехав около сорока километров, Андрей заметил, что машина как-то странно дернулась. Один раз, потом еще. Словно на мгновение пропала тяга. Андрей посмотрел на деда – он тоже нахмурился.
Что-то не то, - тихо произнес дед. – Как будто спотыкается.
Андрей списал это на необкатанный двигатель, электронику, которая "адаптируется". Всякое бывает. Но спустя пару километров рывки стали сильнее и чаще. На приборной панели предательски заморгал значок "Check Engine". Настроение начало стремительно падать. Дед уже не улыбался, его руки крепче сжали руль, а взгляд был прикован к тахометру, стрелка которого начала вести себя неадекватно, подрагивая и проваливаясь.
Апогей наступил совершенно внезапно. Во время очередного рывка двигатель просто заглох. Дед попытался завестись снова – стартер крутил впустую. Машина не подавала никаких признаков жизни. Они стояли на обочине оживленной трассы. Новенькая, блестящая "Нива" с пробегом чуть больше 50 километров превратилась в недвижимость. Счастье продлилось меньше часа.
Как? Новая машина! Только что из салона! Дед вышел из машины, открыл капот и растерянно смотрел на идеально чистый двигатель. Что тут можно было увидеть? Все прикручено, все на месте, никаких потеков. Андрей начал звонить менеджеру в салон. На том конце провода после гневных тирад Андрея послышалось дежурное удивление и совет вызвать эвакуатор и привезти машину к ним на диагностику. Эвакуатор. За свой счет, разумеется. За машину, которая не проехала и сотни километров.
Пока они ждали эвакуатор, мимо проносились автомобили, водители с любопытством смотрели на них. Было стыдно и обидно. Прежде всего обидно за деда, чей праздник был так безжалостно испорчен. Обидно за отечественный автопром, который за многие десятилетия так и не смог научиться делать так, чтобы "сел и поехал" без лотереи.
Глобальные вызовы в автопроме и их отражение на локальном рынке
Подобные случаи, к сожалению, не являются редкостью, и они ставят вопрос о глобальных проблемах в автомобильной индустрии. Стремление к снижению себестоимости, использование менее качественных комплектующих, дефицит квалифицированных кадров на производстве – все это приводит к увеличению количества заводского брака. На локальном рынке эти проблемы усугубляются отсутствием должного контроля качества и слабой защитой прав потребителей. В результате покупатели становятся заложниками ситуации, когда покупка нового автомобиля превращается в игру в рулетку.
Когда эвакуатор доставил машину обратно в салон, улыбки с лиц менеджеров как ветром сдуло. Им тут же зачитали знакомую мантру: "Оставляйте, посмотрим, по гарантии все сделаем". Звучит складно, но здесь есть один важный момент, который дилеры не любят афишировать, а знать его должен каждый.
Существует "Закон о защите прав потребителей". И в нем четко сказано: если в первые 15 дней после покупки со сложной техникой (а автомобиль — это она и есть) случилась серьезная поломка, вы не обязаны соглашаться на ремонт. Вы имеете право потребовать вернуть все деньги до последней копейки или обменять машину на такую же, но новую и исправную.
А то, что "Нива" встала колом и не может ехать самостоятельно, — это серьезный недостаток. Дилеру, конечно, гораздо выгоднее что-то быстро подкрутить и отдать машину обратно. Однако соглашаться на это в такой ситуации — огромная ошибка.
Они как раз так и поступили. Андрей написал официальную претензию в двух экземплярах с требованием расторгнуть договор купли-продажи. Менеджер, конечно, был не в восторге, но принял документ, поставив отметку на экземпляре Андрея. Теперь у дилера есть 10 дней на рассмотрение и ответ.
История еще не закончена. Впереди, возможно, будут экспертизы, споры, а может быть, и суд. Но Андрей настроен решительно. А дед… Дед просто сидит дома и молчит. Андрей видит, как ему горько. Мечта, которая обернулась таким разочарованием, ранит гораздо сильнее, чем просто поломка железа.
В конце статьи Андрей обращается к читателям с вопросом: "Встречались ли вы с серьезным заводским браком на новых автомобилях? Как вы считаете, это единичная случайность, простое невезение, или это уже стало нормой для нашего автопрома? И что бы вы сделали на вашем месте – согласились бы на быстрый гарантийный ремонт или пошли бы до конца, требуя возврата денег?"