"НАСЛЕДИЕ" ДМИТРИЯ РАЗУМОВА: НАСОС ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ?

Один известный литературный персонаж любил повторять: «Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно». Несмотря на то, что действие книги, героем которой был автор этих слов, происходило на далеких планетах, менее актуальным применимо к сегодняшним реалиям это высказывание не становится

В нашей сегодняшней истории будет всё: бывший чиновник, коррупциогенные факторы, историко-культурное наследие и некоммерческая организация, которая странным образом объединяет все упомянутое выше. Впрочем, изложим по порядку.

В последние несколько месяцев в Иркутске активизировалась общественная организация с громким названием «Наследие» — именно так ее учредители и волонтеры (коих, в целом, не так много), предпочитают представляться для интервью многочисленным СМИ. Позиционирует себя эта НКО как едва ли не последний форпост в нужном и важном деле защиты архитектурного наследия Иркутска. По высказываниям ее представителей, в эффективность предпринимаемых государством мер в этом направлении они не верят, власти в этом вопросе инертны, и вот, в феврале 2018 года общественники решили взять работу в свои руки.

У НКО есть сайт, есть написанное пафосным шрифтом название, венчающее качественно сделанный информационный бюллетень, есть группы в социальных сетях и неплохая частота упоминаемости в СМИ. Только вот отчего-то ни на сайте, ни в группе организации в социальной сети найти ее официальных реквизитов не удалось. Ни ИНН, ни ОГРН — ничего. В ЕГРЮЛ по названию «Наследие» числятся не одна и не две организации, ведущих свою деятельность в Иркутской области, только вот интересующая нас там отсутствует. Впрочем, при современном уровне доступности информации, вопрос решился быстро.

Ларчик открывался просто: общественной организации с таким названием в принципе нет. А есть некая «Иркутская городская общественная организация содействия охране и защите памятников истории и культуры города Иркутска» (ОГРН 1183850003226). Что же заставило учредителей вновь образованной НКО отказаться от включения слова «Наследие» в название, и почему в таком случае она столь активно этот бренд использует?

Все опять-таки просто до невозможности. Дело в том, что в Иркутске на протяжение многих лет действуют несколько авторитетных организаций, использующих именно это название, и работающих именно в сфере строительства, в том числе — и проведения изыскательских работ. Что это, попытка погреться в лучах чужой славы и использовать раскрученный «бренд», или же элементарная невнимательность при регистрации НКО?

Теперь предлагаем взглянуть на состав учредителей организации — там есть как минимум две хорошо знакомых иркутянам фамилии. Это некие Дмитрий Разумов и Алексей Петров. Первый — бывший бизнесмен и чиновник, занимавший в свое время пост вице-мэра в администрации г. Иркутска при мэре В. Кондрашове, и сменивший в начале 2010-х годов Иркутск на Северную столицу — там он трудился в правительстве Санкт-Петеребруга. Второй — скандально-известный иркутский общественный деятель с неоднозначной репутацией. Историк по образованию, в свое время изгнанный из ИГУ за прогулы и деструктивную деятельность, в настоящее время — активист всего, чего только можно. Открыто получал зарубежное финансирование от Ассоциации «Голос» за работу на выборах различного уровня, на зарубежные гранты ездил в Европу слушать лекции о правильном построении демократии и прочая, прочая, прочая.

Казалось бы, что может объединять системного функционера Разумова и едва ли не открыто оппозиционного действующей власти Петрова? Ну, если не брать в расчет искреннюю любовь к иркутскому деревянному зодчеству? Ответ, на наш взгляд, лежит на поверхности: финансовые интересы. И здесь нам придется немного углубиться в особенности нормативного регулирования процесса выдачи президентских грантов.

Дело в том, что поименованная организация некоторое время назад стала победителем в конкурсе президентских грантов, получив сумму в без малого полмиллиона рублей. Каким же образом, спросите вы, если организации нет еще и года? Все верно, но дело в том, что минимальный срок, на протяжение которого должна быть зарегистрирована организация для получения суммы до полумиллиона рублей, составляет именно 6 месяцев до момента истечения срока подачи заявок на финансирование. Срок истекал в сентябре, а организацию зарегистрировали в феврале. Совпадение? Сомневаемся.

Скорее, все это выглядит так, что НКО и была зарегистрирована именно для того, чтобы иметь возможность получать государственное финансирование, ведь отчего-то до февраля 2018 года ни Разумов, ни Петров не испытывали необходимости в официальном оформлении своей деятельности по защите памятников архитектуры. По меньшей мере, когда Разумов с помпой восстанавливал усадьбу Винтовкина, что по улице Бабушкина в центре Иркутска, общественная организация ему для этого была не нужна. Кстати говоря, восстановленная усадьба стала в итоге и домом для бывшего чиновника — как говорится, любовь к архитектуре должна иметь и материальное выражение.

На следующий год сумма финансирования, на которую сможет претендовать НКО, возрастет уже до нескольких миллионов рублей, а в умении ее учредителей осваивать выделенные средства сомневаться не приходится. Кстати говоря, небезынтересно посмотреть, а на что же планируют потратить государственные деньги авторы заявки на президентский грант? Цитируем:

«Повышение уровня социальной активности и социальной ответственности горожан, а также создание весомого общественного мнения для решения данной проблемы.

Повышение уровня информированности и просвещенности горожан об исчезающей истории города.

Борьба с несправедливым и целенаправленным уничтожением исторической застройки Иркутска и инертностью властей.»

Как несложно заметить, задачи проекта, называющегося, кстати говоря, «Мемориал погибшим домам», носят исключительно декларативный характер, что означает фактическую невозможность проверить, достигнуты они или нет. Проще говоря, организация взяла на себя почетную обязанность бороться за все хорошее против всего плохого, и попросила на это полмиллиона рублей. Впрочем, это же только задачи, может быть, есть что-то более конкретное?

«В планах организации: проведение открытой выставки, представляющей информацию об уничтоженных и исчезнувших зданиях, составление книги, рассказывающей об их судьбах, проведение экскурсий, установка памятных табличек вместо утраченных зданий».

Сразу бы хотелось обозначить важный момент: выражение «в планах» не равнозначно выражению «на выделенные средства организация сделает». Это так, наметки на будущее, некий словесный орнамент без какой бы то ни было конкретики. Что позволяет со значительной долей уверенности говорить о том, что перед нами — одна из многих сотен и тысяч НКО, учредители которых решили, что освоение выделяемых государством на общественные инициативы средств — неплохая возможность поправить личное финансовое положение.

Что же мы имеем при рассмотрении НКО " " в первом приближении? Ее название не соответствует тому, которое продвигается в СМИ, и не имеет ничего общего с известными и заслуживающими доверия организациями Иркутска и области. Информационный бюллетень издается тиражом 999 экземпляров, что фактически делает его неподконтрольным Роскомнадзору — ведь при тираже до 1000 экземпляров в соответствии с законодательством регистрации издания в качестве СМИ не обязательна. Учредители: бывший чиновник и бизнесмен вместе с действующим опоозиционным общественным деятелем. Не успев получить свидетельство о регистрации, НКО уже заявила о желании получать бюджетное финансирование, и получила полмиллиона рублей на невнятные цели.

Неплохое начало для активной деятельности по защите наследия деревянного Иркутска? В следующих публикациях мы чуть ближе присмотримся к деятельности учредителя НКО Дмитрия Разумова по защите деревянного Иркутска, объясним, почему он так часто появляется в иркутских судах, и попробуем проследить, как его представления о ценности тех или иных объектов культурного наследия изменяются в зависимости от личной заинтересованности. Благо, тема обширна и материала хватает с избытком.

Олег Буданицкий.

"НАСЛЕДИЕ" ДМИТРИЯ РАЗУМОВА: НАСОС ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ?
14:43
4451
Информационное агентство СПЕЦИ
galina
15:54
Позор нашего Иркутска, не чего не создают, только разрушают. Зачем вообще нужны такие организации.
Апофигист
10:03
Общественная организация ничегониделания, но бабки им давай! А спину медом Петрову и Разумову намазать не надо?
Загрузка...