Недооткрытые данные: почему в Иркутской области некому отмечать всемирный Open Data Day

5 марта весь мир отмечал день открытых данных – International Open Data Day. На выходных в Москве, Нижнем Новгороде, Казани и нескольких других городах России проходили лектории, мастер-классы и хакатоны – мероприятия, где общественные активисты, журналисты и программисты делились своими знаниями об открытых данных и создавали проекты на их основе. Но лекции и хакатоны прошли не во всех городах России, не было их в Иркутской области.

В регионе пока нет заметных проектов, основанных на открытых данных. Да что говорить, таких проектов вообще нет. Возможно, одна из причин тому – недостаточная открытость региональных властей…

В 2013 году было принято постановление правительства РФ, обязывающее региональные органы власти обеспечивать интернет-доступ к информации об их деятельности – публиковать открытые данные. Что значит открытые данные? Согласно отечественному законодательству, это данные в свободном доступе, предоставленные в машиночитаемом формате. То есть информация, которую любой желающий может свободно использовать, в том числе автоматически обрабатывать, а также распространять. Естественно, в случае с чиновниками, эта информация должна раскрывать деятельность органа власти в рамках исполнения им своих функций.

Для публикации открытых данных был создан федеральный портал – data.gov.ru. Регионы могли публиковать информацию о своей работе там, но могли также создать собственный портал или создать соответствующий раздел на сайте регионального правительства. Что и сделали чиновники Иркутской области: на сайте irkobl.ru есть раздел «Открытые данные».

Формально раздел отвечает требованиям законодательства: в нем есть названия, адреса и телефоны органов власти, организаций образования, здравоохранения и других; большая часть этой информации, как и полагается, сопровождается паспортом набора данных и представлена в машиночитаемых форматах – CSV, XML, JSON; часть информации обновляется.

Но фактически в разделе нет ничего, что нельзя найти в свободном доступе в сотнях справочников в интернете. В частности, в разделе нет отчетов о деятельности органов власти – о достижении целевых и фактических показателей эффективности, об объемах планового и фактического финансирования. В разделе нет многих реестров – охотохозяйственного, лесного и других. Нет сведений о результатах экологических проверок, и много еще чего нет.

Более того, некоторые страницы раздела являются ничем иным как насмешкой над самой идеей открытых данных. Например, вот: «Информация о торгах по продажи земельных участков» (орфография сохранена). Что с ним не так? Все. Видимо, опубликовавший этот набор советник отдела информобеспечения Минимущества Юрий Назаренко просто забыл прикрепить файл с информацией о торгах. Его там нет! Убедитесь сами: ссылки неактивны (прописанный URL-адрес набораведет на форму для отправки письма главе Минимущества). К тому же последний раз набор данных изменялся в день опубликования – 18.08.2014 года, в то время как указанная периодичность обновления – ежемесячно.

Чуть лучше с «Планом проверок службы Гостехнадзора Иркутской области» – информация о проверках есть, но тоже не актуальна (от 14.08.2014). Видимо, порыв открытости у региональных чиновников окончился летом 2014 года.

Похожая история во многих регионах. Да и на федеральном уровне ситуация далеко не идеальна: взять, к примеру, портал «Электронный бюджет РФ» – на странице Иркутской области данные за 2015 год, а губернатор – Сергей Ерощенко.

Недооткрытые данные: почему в Иркутской области некому отмечать всемирный Open Data Day
19:43
1003
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...