МЦОУ: по пути к банкротству?

С помпой презентованный в 2007 году Международный центр по обогащению урана (МЦОУ) в городе Ангарске неспешно движется по пути к банкротству.

Напомним, к 2007 году тогдашний глава Росатома (а ныне не последнее лицо в Администрации президента) Сергей Кириенко выдвинул гениальную идею формирования межгосударственного центре по обогащению урана в городе Ангарске. Центр должен был базироваться на площадях действующего Ангарского электролизно-химического комбината (АЭХК). Там же должен был быть сформирован двухлетний российский стратегический запас ядерного топлива.

В традиционной для Росатома риторике, Сергей Кириенко, лично прибывший в Ангарск, уверял всех в полной безопасности будущего центра (в рамках которого объем производства обогащенного урана должен был увеличиться в несколько раз) и увеличении числа пресловутых «рабочих мест». Напомним, АЭХК находится на территории города Ангарска, к нескольких сотнях метров от жилых зданий. Комбинат работает с радиоактивными материалами и крайне опасным веществом — гексафторидом урана, объемы которого на территории АЭХК достигают тысяч тонн.

С рабочими местами Кириенко откровенно солгал — в МЦОУ (ОГРН 1073801006982) работали все те же сотрудники АЭХК. Впрочем, и в целом с МЦОУ получилось не очень хорошо. Реальность жестоко вмешалась в наполеоновские планы Росатома. Согласно концепции МЦОУ, Росатом брался «избавить» другие страны от технологически сложного и энергозатратного процесса обогащения урана, сосредоточив его в Ангарске. Речь шла в первую очередь о так называемых «неядерных странах», которым МАГАТЭ не разрешает обогащать уран на своей территории. Страны-участники привозили бы в Ангарск урановую руду, там ее обогащали до уровня, соответствующего ядерному топливу АЭС, и отправляли обратно. Малоизвестным нюансом концепции являлось положение МАГАТЭ, по которому отработавшее ядерное топливо должно складироваться в той же стране, которая произвела топливо. То есть в России.

За все эти манипуляции Росатом получал серьезные деньги, а население Иркутской области — радиацию, химию, болезни и преждевременную смерть. Кроме того, радиоактивные материалы предполагалось возить по железной дороге через всю Россию, что также не способствовало уровню здоровья и безопасности населения.

Однако охотников платить за работу МЦОУ нашлось немного. Австралия, Армения, Украина, Казахстан и другие предполагаемые страны-участники предпочли взаимодействовать с более вменяемыми в экономическом плане странами. В 2011 году случилась авария на Фукусиме, после чего энтузиазм к атомной энергетике во всем мире существенно снизился. Росатом оказался в роли пресловутого скрипача, который никому не нужен.

Сам МЦОУ уже к 2010 году стал по сути фирмой-прокладкой для продукции АЭХК. Собственного производства у МЦОУ нет — он занимается лишь перепродажей уранового топлива. Никакого смысла в существовании МЦОУ уже нет — но структуры Росатома продолжают поддерживать его на плаву.

На текущий момент учредителями АО «МЦОУ» являются ОАО «ТехСнабЭкспорт» (90%) и АО «Национальная атомная компания КазАтомПром» (10%). Акционерами МЦОУ являются «Росатом» (50% плюс 1 акция), «Казатопром» (Казахстан, 10%), ГК «Ядерное топливо» (Украина, 10%), ЗАО «Армянская АЭС» (Армения, 10%), еще 20% минус одна акция (находятся у «Росатома») предназначены для новых участников МЦОУ.

За 2016 год выручка МЦОУ упала по сравнению с предыдущим годом на 27%. Тем не менее, она все еще составляет внушительную. сумму — чуть больше миллиарда рублей. Чистая прибыль в 2016 году составила 11 миллионов рублей. Руководство МЦОУ ссылается на изменение мировых цен на уран и общий экономический кризис. Между тем в неофициальной обстановке руководство Росатома не скрывает того, что идея МЦОУ в целом оказалась провальной.

09:28
612
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...