Сергей Левченко: в состоянии неопределенности

Еще в феврале 2017 года позиции губернатора Иркутской области считались достаточно прочными для того, чтобы не имело смысла говорить о его предстоящей отставке.

Вернее, игра в отставку губернатора — это в принципе любимое развлечение иркутского политбомонда, и разговоры об этом идут всегда. Однако вплоть до начала марта это были лишь досужие разговоры и пожелания.

Дело в том, что губернатор является всенародно избранным, причем избранным на волне протестных настроений. Снимать такого губернатора силовыми методами, как и путем закулисных интриг, весьма неосторожно, и без особой необходимости Кремль на такие шаги не идет.

У Иркутской области по итогам 2016 года неплохие показатели как по экономическим факторам, так и по общественно-политическим. Особых протестных настроений в регионе не отмечается, бюджетники не бастуют, жалоб на совсем уж плохую жизнь нет. Правда, есть «Боярышник» и прочие скандалы — но это именно скандалы, а не системные проблемы.

Кроме того, из источников в Администрации президента достоверно известно, что вопрос с иркутским губернатором попросту еще не рассматривался. В декабре 2016 году Сергей Левченко пытался (безуспешно) попасть на встречу с руководством АП, очевидно, чтобы выяснить свою дальнейшую судьбу. В январе ему удалось наконец получить некие гарантии своего условно стабильного будущего, но в какой форме — неизвестно.

Зато известно, что Левченко, несмотря на его откровенно неприязненные, в последнее время, отношения с Геннадием Зюгановым, продолжает рассматриваться на роль декоративного кандидата в президенты от КПРФ. Что практически однозначно означает и получение им статуса «преемника» Зюганова. Однако в КПРФ Левченко не дают никаких гарантий — очевидно, что вопрос с кандидатом в президенты будет решаться в последний момент.

Такая неопределенность сильно дестабилизирует губернатора и всю его команду. В зависимости от принятого решения, Сергею Левченко необходимо или уже сейчас уезжать в Москву и начинать подготовку к новому этапу своей жизни, или сосредоточиться на Иркутской области, с целью не потерять позиции КПРФ на выборах губернатора в 2020 году и на выборах в Заксобрание в 2018 году. А решения нет — и губернатор серьезно нервничает.

При этом, несмотря на формальную стабильность и хорошие показатели работы, нельзя сказать, что в Кремле удовлетворены самим присутствием губернатора-коммуниста. Скорее он напоминает занозу в известном месте. Конечно, Левченко — старейший российский политик, вполне договороспособный и системный. Однако он — очень плохой пример для других регионов, и для Кремля, конечно, было бы лучше, чтобы в Иркутской области все было плохо. Тогда можно было бы мотивированно показать, что коммунист во власти — это плохой вариант.

Кроме того, провал ставленника «Единой России» Серегя Ерощенко в 2015 году стал сильной оплеухой для тогдашней Администрации президента, и последствия этого многим фигурантам с болью вспоминаются по сей день. Повторять такие ошибки вряд ли кому захочется.

Тем не менее, в конце марта 2017 года в регион стали поступать все более конкретные сигналы о том, что вероятность удаления Сергея Левченко с поста губернатора не является нулевой. На предстоящих в 2018 году выборах президента России Кремлю точно не нужен ни протестный регион, ни протестный губернатор. Между тем Сергей Левченко упорно не хочет расставаться с постом первого секретаря обкома, тем самым создавая практически неразрешимое противоречие.

У Кремля имеются четкие параметры, по которым губернатор попадает в группу риска на «вылет». Это возраст, превышающий 60 лет (Сергею Левченко — 64), отсутствие общего языка с новой Администрацией президента, неспособность к выполнению мобилизационных задач Кремля на выборах президента, «война элит» в регионе, слабое влияние на ситуацию в регионе и слабый электоральный рейтинг.

По всем показателям Левченко не только входит в группу риска, но и способен ее возглавить.

Таким образом, можно говорить о том, что вероятность кавалерийской атаки на иркутского губернатора уже в начале мая не так уж и мала. Для Кремля найти причину, по которой можно юридически законно снять любого губернатора — не проблема. Впрочем, обычно для этого хватает задушевного пятиминутного разговора с президентом, после чего губернатор подает в отставку добровольно и, как говорится, с песней. Интереснее другой вопрос — кого Кремль предложит на замену.

Левченко Сергей Георгиевич, август 2011 года. © Проект «Лица Сибири»

Судя по тенденциям, это не будет представитель местной политической элиты. С этим Москва наигралась достаточно для того, чтобы понять бессмысленность процесса. Основная тенденция, действующая в Администрации президента в ее нынешней инкарнации — это ввод в политическую сферу региона относительного молодого, практически мыслящего человека, который был бы по рождению местным, но последние лет 10-15 работал в Москве на уровне замминистра, плюс-минус ступень. Таких кандидатов найдется минимум десятка два.

Схема такой замены уже опробована в нескольких регионах и полностью оправдала себя. Решение о снятии сваливается на действующего губернатора как снег на голову. На поддержку нового кандидата бросаются все политтехнологические силы — как местные, так и приезжие. Для кандидатов, которые могут быть выдвинуты потенциальной оппозицией, существует муниципальный барьер, на котором можно эффективно отсечь любого.

Как это работает — было наглядно продемонстрировано на примере главы Бурятии Вячеслава Наговицына, который до последнего момента готовился к своим перевыборам в сентябре 2017 года.

Впрочем, по всем признакам, это лишь вероятность развития событий. Решение вряд ли уже принято — а потому Сергей Левченко продолжает оставаться в состоянии крайне нервозной неопределенности.

Пожелаем ему удачи. Хоть в чем-нибудь.

Сергей Левченко: в состоянии неопределенности
10:04
859
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...