Александровский централ: от винзавода до психлечебницы

Боханский район, 10.04.17 (ИА «Телеинформ»), — Село Александровское Боханского района – типичное для Иркутской области поселение, расположившееся в низине недалеко от тракта с созвучным наименованием. Однако оно уникально. На фоне деревянных, обветшалых и даже заброшенных или по-современному спрятанных под сайдинг, домов выделяется старинное белокаменное здание – известный на всю Россию Александровский централ.

ВИНОВОДОЧНЫЙ ЗАВОД

Попасть на территорию Александровского централа и его главный корпус не просто. Сейчас он находится в собственности Иркутской областной психиатрической больницы №2 (в Александровском находится филиал учреждения) под охраной. Пройтись по коридорам, которые хранят богатую историю и при этом находятся в плачевном состоянии, стало возможным благодаря проекту «Провинциальные прогулки» и министерству здравоохранения области. В поездку за 80 километров от Иркутска набралось три полных 50-местных автобуса. Село встретило экскурсантов недружелюбно – холодным ветром и дождём, настроив на печальный лад, соответствующий истории этого места.

В системе здравоохранения Александровский централ находится малую часть своего существования – всего 60 лет. Началось же всё с производства здесь алкогольной продукции. В 1757 году здесь был открыт виноводочный завод, рассказал доктор исторических наук, профессор Александр Иванов.

– Здесь были ключи, небольшие речки, рядом росла пшеница и много леса, что способствовало открытию такого завода. Он принадлежал откупщику Глебову, который свои откупы раздавал более мелким арендаторам. Завод в Александровском получил некий Голиков. Он был дружен с Григорием Шелиховым, – рассказал лектор.

Изначально винзавод выпускал 100 тысяч вёдер водки в год, потом объёмы увеличились в три раза. Александр Иванов поясняет: чтобы выпустить пять вёдер водки, необходимо было шесть-семь пудов зерна, а также солод. Технология была самой примитивной. В бочки закачивался солод, потом он варился с добавлением чистой воды. Завод снабжал водкой всю Восточную Сибирь. Предприятие просуществовало почти век.

К слову, в это время в Александровское были сосланы четыре декабриста – Александр Муравьев, Василий Давыдов и два брата Андрей и Пётр Борисовы. По словам историка, отношение к ним было лояльным, работать их никто не заставлял. Всего на заводе, кроме вольных рабочих, трудились более 150 каторжных.

Сейчас уже почти невозможно представить первоначальный вид здания. По словам историка, за всё время своего существования оно неоднократно перестраивалось.

ТЮРЬМА: ОТ КАТОРЖНОЙ ДО СОВЕТСКОЙ

В 1863 году в Польше на землях Российской империи – в Царстве Польском, Северо-Западном крае и на Волыни – произошло Январское восстание. Александр Иванов рассказывает, что по некоторым данным, в нём приняли участие около 18 тысяч человек. Некоторые из них были сосланы в Иркутскую губернию. Александровский винокуренный завод решено было перепрофилировать. С 1866 года он стал центральной каторжной тюрьмой. Этот централ был одним из шести-семи тюрем с таким наименованием. Они подчинялись главному тюремному управлению и не зависели от местных властей.

– Завод долго перестраивался. Считается, что с 1873 года в здание начали доставлять каторжников, – рассказывает Александр Иванов. – За эти годы было много уголовных ссыльных. Тюрьма была рассчитана на тысячу человек. После 1905 года здесь были политические заключенные, около 300-400 ссыльных, 700 – уголовников.

В централе было расположено несколько мастерских, где трудились заключённые. Они шили одежду, обувь, сбрую, занимались слесарным делом. Вместе с тем, тяжёлого каторжного труда в Александровском централе не было, считает историк.

К слову, среди «политических» именитых сидельцев не было. Зачастую в связи с Александровским централом упоминаются революционеры Феликс Дзержинский, Михаил Фрунзе и Григорий Орджоникидзе. Однако Александр Иванов пояснил, что они находились не в Александровском централе, а в пересыльной тюрьме неподалёку. Феликс Дзержинский даже успел отметиться здесь участием в бунте. Его причиной, главным образом, стало затягивание процесса пересылки этапников. Заключённые изгнали тюремщиков из пересыльного корпуса, ворота забаррикадировали и выкинули красный флаг с надписью «Свобода». Три дня власть была у заключённых. Впрочем, подавить бунт удалось без применения силы, хотя и не без труда. Сейчас бараков, где разворачивались события, уже не существует.

После Октябрьской революции 1917 года Александровский централ продолжил своё существование в качестве тюрьмы, но уже «советской». Как рассказал Александр Иванов, в 1919 году здесь происходили невероятно кровавые события. В это время в стенах тюрьмы отбывали наказание более 1,3 тысячи человек. Часть из них бежали, часть были расстреляны.

В сталинское время тюрьма стала спецлагерем НКВД. В 1940-е годы в ней содержались прибалтийцы, украинцы, а после 1945 года – и японцы. После отбытия 5-10 лет наказания они выходили на поселение, в основном, в Александровское.

– Если почитать воспоминания, то в 1940-е годы здесь был действительно жёсткий каторжный режим. При царе двери камер были открыты, ссыльные читали много книг, занимались самообразованием. То есть был «льготный» режим, – рассказывает Александр Иванов.

«ПСИХУШКА» В АЛЕКСАНДРОВСКОМ

В качестве лечебницы для душевнобольных здание Александровского централа начали эксплуатировать с 1950-х годов. Здесь содержались больные с острыми и хроническими заболеваниями. Учреждение было рассчитано на 500 коек, рассказал главврач филиала Иркутской областной психиатрической больницы №2 Александр Савинов. В советские годы количество пациентов могло превышать тысячу человек. В последний год существования филиала больницы в Александровском их было двести – сто мужчин и сто женщин. Первые содержались в правом крыле централа на втором этаже, женские палаты находились на первом этаже слева.

Сейчас все пациенты больницы расселены по разным медучреждениям. Закрыли её, напомним, после того, как стало известно, что условия содержания людей здесь не просто далеки от идеальных — они не соответствуют элементарным требованиям. Как признал министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко, объект не соответствует санитарным нормам и правилам, не является безопасным, несет потенциальную угрозу здоровью и жизни пациентов и работников.

Из сотрудников больницы на месте остались около 30 человек, они охраняют объект, заняты на хозяйственных работах.

Здание построено на болотистой местности, из-за чего оно значительно осело, подвал уже подтоплен. Внутри централа многое напоминает о своих последних постояльцах. В палатах оставлены кровати, постельные принадлежности, кое-где можно найти вещи, посуду и даже остатки еды. В пустых темных коридорах (здание практически полностью обесточено за ненадобностью) — лишь эхо шагов, затхлый запах сырости и лекарств. В здании гуляет жуткий холод. Раньше тепло в нём поддерживали с помощью кочегарки. Сейчас в ванной комнате мужского отделения  лежат ледяные глыбы.

Находясь внутри здания, очень трудно понять, как тут был устроен быт, учитывая, что последних пациентов вывезли отсюда около полугода назад. Даже не в самых дальних закоулках корпуса, где содержались больные, натыкаешься на прогнившие полы и ветхие перекрытия, стены, поражённые грибком. В середине 1990 годов, рассказывает Александр Савинов, часть больницы была уничтожена пожаром. Восстанавливать её не стали, с тех пор она не эксплуатировалась. Время уникальный объект не щадит.

ЧТО ЖДЁТ ЦЕНТРАЛ?

Александровский централ – не просто здание с богатой и мрачной историей. Главный корпус комплекса является памятником архитектуры федерального значения. Разбрасываться такими сооружениями невозможно, однако до сих пор было неясно, что с ним будет дальше. Изначально предлагалось законсервировать Александровский централ, сделать из него, к примеру, музей. Очевидно, что его необходимо реконструировать, но на это потребуются миллиарды рублей.

В настоящее время здание из собственности больницы передается на баланс некоммерческой организации «Фонд возрождения Александровского централа» при ФСИН, рассказал Телеинформу Александр Савинов. Оформляются документы, но сделано это будет не раньше лета. Вместе с тем, в ГУФСИН по Иркутской области Телеинформу сообщили, что Александровским централом ведомство не занимается.

При этом сам фонд сейчас проходит процедуру регистрации. Длится это с декабря, пояснил Телеинформу представитель организации Александр Кишко (он входит в состав Общественного совета при региональном ГУФСИН), но дата, когда будут получены документы, уже известна. Чем конкретно будет заниматься фонд, он пообещал рассказать позже.

12:52
1124
Телеинформ
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...