Весна, стихия и запустение. Патриха 12 лет спустя

Наш субботний путь в Патриху был хоть и недолгим – около трёх часов, – но достаточно тернистым. Асфальтированная дорога неожиданно закончилась уже через десяток километров после выезда из Тайшета. Как-то незаметно позади остались  Шелехово, Талая, Соляная и Сереброво. А впереди нас ожидало препятствие в виде реки Ердей, которая небольшими, но достаточно бурными и глубокими тремя потоками, пересекала дорогу. От того, преодолеем ли мы их, зависел весь успех затеи.

Преодолели, изучив ногами дно, по которому предстояло прорываться УАЗику. А автомобильный мост, соединявший когда-то берега реки, снесло ещё 12 лет назад – вместе с Патрихой.

Патриху смыло наводнением ночью 27 апреля 2005 года. Как докладывали вскоре после случившегося чиновники, беда пришла в четыре часа утра. Руководители района, по их словам, смогли выехать на место только четыре часа спустя. Но размытые дороги не позволили машинам добраться до терпящего бедствие посёлка. И только в час дня началась эвакуация жителей населённого пункта. Ещё через два часа прибыли вертолёты МЧС из Красноярска и Иркутска.

С половины пятого утра до этого момента 173 жителя Патрихи сидели на крышах своих домов. Ещё 42 человека успели спастись самостоятельно, сбежав на возвышенности.

В результате пострадало 70% домов. Были полностью снесены улицы Береговая, Старая Патриха и переулок Озерный. На улицах Новая и Сплавная дома сдвинуты на несколько метров. А некоторые капитальные строения и вовсе унесло за сотни метров от деревни.

В 1964 году деревня Патриха после того, как её накрыл мощный весенний паводок, все-таки уцелела, но в 2005-м её практически стёрло с лица земли. Из 97 усадеб — с банями, сараями, длинными сибирскими поленницами дров, теплицами и собачьими будками — остались на месте лишь немногие. Остальные были буквально раскатаны по брёвнышку сплошной лавиной льда, либо снесены с фундаментов, перевернуты, разбиты. Многотонные ледовые торосы высотой в 4-5 метров просто уничтожили Патриху.

Во время паводка в деревне погибли трое жителей. Более двухсот было эвакуировано. Позднее спасатели говорили, что в результате стихии могло погибнуть до 30% населения.

Основной причиной наводнения такого масштаба районные власти назвали то, что река Тагул, вопреки традиции вскрывшаяся первой, образовала подпор к реке Бирюса.

Ходили долгие разговоры о том, что деревня погибла по вине специалистов МЧС, которые в период подготовки к паводку где-то в верховьях вопреки технологии и логике взрывали лёд. И якобы именно это способствовало случившемуся.

Кто-то винил районных чиновников и лично ныне покойного мэра Зелезинского: мол, их своевременно предупредили об опасности, но они только махнули рукой – всегда проносило, пронесёт и на этот раз.

Разговоры как всегда остались только разговорами и ответственности за случившееся, конечно, никто не понёс. Всё списали на своенравность реки, кормившей эту деревню добрую сотню лет.

Вообще-то люди здесь всегда жили как на пороховой бочке, но никогда Бирюса не отличалась таким хищным коварством и не приносила людям столько беды.

Деревню решили не восстанавливать, а людей расселить. Вскоре населённый пункт был официально упразднён, но ещё раньше – всего через неделю после случившегося – чиновники пообещали на месте Патрихи установить памятник Патрихе. И, естественно, не установили.

Сегодня это место, куда уже 12 лет по большому счёту и не ступала нога человека, как никогда приспособлено для комфортного обитания. Здесь потрясающие пейзажи, чистейший воздух, река.

До трагедии 2005 года Патриха была крайним населённым пунктом на юге Тайшетского района. Дальше – только густая тайга и худые дороги для охотников да искателей приключений. Кто-то из них умудрялся (и умудряется сейчас) добраться через Патриху до Нижнеудинского района и горной страны Тофаларии.

Во время прогулки по несуществующей теперь деревне ощущения возникали точь-в-точь такие же, как и при просмотре документального фильма о Чернобыле. Кажется, будто какая-то неведомая сила в одну секунду – раз – и извлекла из этого места всё живое. А то, что осталось, продолжало существовать в точности так, как предписывают законы природы.

Говорят, всего пару лет назад в Патрихе одиноко проживал какой-то мужичок, но его застать в деревне не удалось. Выяснилось, что изба сгорела, а её обитатель куда-то подевался.

Всё вокруг уже поросло молодым лесом. Но здесь всё ещё отчётливо видны земельные наделы, использовавшиеся под огороды, где-то сохранились теплицы, надворные постройки. И жильё – не просто старые деревенские хижины, а вполне добротные дома. И понять, где тут проходила улица, можно только интуитивно – по ровному ряду крыш этих домов.

Нам, как людям, впервые здесь побывавшим, так и не удалось найти ни начало, ни конец Патрихи. И как-то совсем не клеилось всё увиденное с мыслью о том, что когда-то здесь лаяли собаки, мычали коровы, шумели мотоциклы и слышался размеренный рокот тракторов.

Будто и не было этого всего…

Весна, стихия и запустение. Патриха 12 лет спустя
23:38
581
Тайшет24
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...