Байкальск, Вихоревка, далее повсеместно. Что творится в МинЖКХ Иркутской области?

На эту нехорошую историю вряд ли обратили бы внимание журналисты, если бы не ее удивительное сходство с ситуацией в печально известных городах Байкальске и Вихоревке.

В советское время в Михайловке, рабочем поселке с населением около восьми тысяч человек, находилась мощная котельная, обеспечивавшая теплом завод огнеупоров (снабжавший продукцией весь СССР), железнодорожный узел и жилые дома.

После банкротства завода огнеупоров ситуация в Михайловке в точности повторила ту, что сложилась в Байкальске. Столь мощная котельная стала не нужна ввиду отсутствия основного потребителя. Сейчас на ней стоят котлы К-50-40/14-25, установленные в 1971 и 1972 году. Они вырабатывают перегретый пар в объеме 50 тонн в час, подаваемый под высоким давлением.

Подобную котельную в принципе нельзя эксплуатировать, к примеру, на 10% мощности — следовательно, значительная часть получаемого тепла уходит в никуда, а стоимость тепла для конечного потребителя растет. Номинальная установленная мощность котельной — 140 Гкал/час, существующее потребление — 25 Гкал/час в самые холодные зимние месяцы. Нетрудно посчитать, что эффективно используется в лучшем случае пятая часть мощности котельной.

В Байкальске на ТЭЦ хотя бы есть возможность вырабатывать электроэнергию и отдавать ее в сеть, частично компенсируя потери. В Михайловке такой возможности нет.

Существует прямой приказ Минэнерго России, в соответствии с которым энергетическое оборудование со сроком эксплуатации более 40 лет должно выводиться из эксплуатации. Именно из-за этого приказа в 2011-2012 году пытались закрыть ТЭЦ в Усолье-Сибирском.

Кроме того, котельную в Михайловке необходимо поддерживать в рабочем состоянии — а для большой промышленной станции эти расходы становятся неадекватно высокими. Решение очевидно: старую котельную закрыть, на ее месте построить новую, по современным технологиям, максимально экономичную и эффективную. Да, это серьезные разовые затраты — но в некоторой перспективе это гораздо выгоднее, чем бесконечно латать старую станцию, подвергая постоянному риску население поселка, что в сорокаградусные морозы они останутся без тепла. Как это случается — мы все видели на примере Вихоревки.

Следует понимать, что Михайловка — это городской поселок. Люди в нем живут в многоквартирных домах, а теплоисточник в поселке один. Для них отключение тепла в зимний период — это настоящее ЧП.

Остановимся отдельно на участии мэра района Виктора Побойкина в этой истории. До февраля 2016 года котельная Михайловки была на балансе Черемховского района, однако ее пришлось передать на баланс Михайловки в соответствии с федеральным законом №131-ФЗ. Придя к власти в районе, Виктор Побойкин приложил все усилия для того, чтобы отстранить от работы на котельной ранее эксплуатирующую ее организацию, и завел свою — ООО «Теплоэнерго» (ОГРН 1133850020391, 100% собственник — Барбина Алена Юрьевна). Алена Барбина совершенно не разбирается в вопросах ЖКХ, зато является доверенным лицом Побойкина. И попутно возглавляет еще семь фирм в Черемховском районе, включая газету «Черемховские новости» и несколько строительных компаний.

Так как Барбина никогда не разбиралась ни в вопросах работы котельной, ни в ее экономике, ни в тарифообразовании, она за полтора года работы умудрилась обвалить тариф на тепло более чем вдвое.

Нормально эксплуатировать котельную в таких условиях было невозможно, так как тариф не покрывал затрат. Ремонт делать было не на что, копились долги поставщикам. Компания Востсибуголь, находясь на территории Черемховского района, вынуждена была отгружать уголь на котельную в долг, который не покрыт до сих пор — а это около 17 миллионов рублей.

К 2016 году ситуацию с тарифами удалось выровнять. Однако проблема большой и неэффективной котельной осталась. Еще в 2015 году был разработан проект модернизации Михайловской котельной, согласно которому на базе существующей котельной устанавливаются новые, более экономичные современные котлы. Что немаловажно — новая котельная гораздо экологичнее и выбрасывает в воздух в десятки раз меньше опасных и вредных веществ.

Вопрос стоимости переоборудования котельной невелик и на конец 2015 года исчислялся в сумме 292 миллиона рублей. При этом от регионального бюджета требовалось лишь 60 миллионов — при значительной экономии в будущем на топливе.

На сегодня проект утвержден во всех инстанциях, включая правительство Иркутской области. Есть запрос от губернатора Сергея Левченко на целевую дотацию из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ на сумму 184 миллиона рублей. Все есть. Нет одного — новой котельной.

Фотограф: Юлия Фурсова © Фотобанк Бабра

Что же происходит?

Достоверно мы не знаем. Но зато знаем другое.

В министерстве ЖКХ вопрос с модернизацией Михайловской котельной попросту обходят молчанием. Новоявленный министр Артур Сулейменов банально не разбирается в вопросах ЖКХ и старается в них не погружаться. В теме хорошо разбирается его заместитель Александр Барнаков, но тут, как говорится, есть нюансы.

А нюансы заключаются в хорошо известной в сфере ЖКХ фирме СТЭК (ОГРН 1163850076830). Сама фирма зарегистрирована в Иркутске, но ее, что называется, «уши» торчат из Санкт-Петербурга.

Компания начала активно внедряться в Иркутскую область в начале 2016 года. Именно она «курирует» скандально известную котельную в Вихоревке, прибрала к рукам котельные в Усть-Куте, Улькане, Киренске и Магистральном.

СТЭК, она же «Сибирская теплоэнергетическая компания», использует дешевые ачинские угли, которые через фирмы-прокладки поставляет на свои тепловые станции. Ничего плохого в этом не было бы, если бы конечному пользователю тепло не доставалось по достаточно высоким тарифам, а солидную разницу владельцы СТЭКа не клали бы себе в карман. В Ачинске добыча ведется практически открытым способом и за счет сформированной в советские времена отгрузочной инфраструктуры себестоимость добычи составляет 160-180 руб/тонна. На котельные, курируемые СТЭК, они поставляются, естественно, по совсем другим ценам.

Владельцев у фирмы двое. Это директор Алексей Афанасьев и соучредитель, имеющий всего 20% от бизнеса, Евгений Анисимов. Анисимов — иркутянин, увлеченный более всего на свете охотой и рыбалкой, и нас он не интересует. А вот Алексей Афанасьев — крайне интересный персонаж. Родом он из Санкт-Петербурга, где за ним числится целых шесть коммерческих фирм, занимающихся преимущественно услугами ЖКХ, в том числе поставками тепла. Доходы у фирм весьма впечатляющие, судебная практика, по которым они проходят ответчиками на крупные суммы — тоже.

Подробнее о мутных делах Афанасьева мы расскажем в следующей статье. Пока же посмотрим, что творится в МинЖКХ Иркутской области.

Алексей Афанасьев всеми силами стремится получить контроль над Михайловской котельной. Он не намерен ее модернизировать, не хочет развивать современные методы теплогенерации. Он хочет лишь брать у своих красноярских друзей дешевый ачинский уголь, сжигать его в неэффективно работающих котлах существующего теплового источника и эксплуатировать оборудование до того момента, пока оно окончательно не выйдет из строя. Как это было в Вихоревке. После чего получать и получать дотации из регионального бюджета на бесконечный ремонт котлов. Опять же — как это было в Вихоревке. При этом в Вихоревке на котельной стоят не промышленные котлы, а коммунального назначения — ДКВР 20. В этом плане там ситуация гораздо проще, чем в Вихоревке.

Зачем Афанасьеву такой странный бизнес? Затем, что при известном подходе на нем можно делать серьезные деньги. То же самое происходит на принадлежащей СТЭКу Киренской котельной, о которой мы расскажем в следующей статье. Как может полностью частная фирма годами работать с миллионными убытками и не обанкротиться? Очень просто. Если она получает дотации из бюджета. А она, судя по всему, получает.

Алексей Афанасьев — частый гость в министерстве ЖКХ Иркутской области. Вернее сказать, он ходит туда, как на работу. Замминистра Александр Барнаков — его лучший друг. Сложить два и два в такой ситуации может даже ребенок.

Барнаков Александр, фотограф: Юлия Фурсова © Проект «Лица Сибири»

Итак, подведем итог.

С одной стороны, в регионе есть современные, прогрессивно мыслящие люди, которые хотят обеспечить энергетическую безопасность Иркутской области и с максимальной эффективностью создать новые тепловые станции. Но им попросту не дают ничего делать. С другой стороны, есть такие компании, как СТЭК, которые максимально завышают сметы на ремонт и строительство за счет своих связей в МинЖКХ, высасывают все ресурсы из имеющихся морально устаревших станций, доводят их до полного развала, тянут деньги из бюджета и в итоге исчезают, оставляя после себя выжженную землю.

А с третьей стороны, есть правительство Иркутской области, в котором всем на это просто наплевать. Потому что количество компетентных людей в правительстве можно пересчитать по пальцам одной руки.

Потому и происходит то, что происходит в Байкальске, Вихоревке и Михайловке… при полном попустительстве и беспомощности МинЖКХ. Которое, скорее всего, просто заинтересовано в такой неразберихе.

Байкальск, Вихоревка, далее повсеместно. Что творится в МинЖКХ Иркутской области?
10:38
932
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...