Иркутск.NEWS

Остров раздора: кто уничтожает Ольхон и крадёт чужие идеи

О том, кто осваивает деньги на Ольхоне за счёт украденных идей, и как это сказывается на острове Ольхон, в интервью Бабру рассказала известный иркутский учёный, научный сотрудник СИФИБРа, доктор биологический наук Касьянова Любовь Николаевна.

Немного истории

С 2002 года Любовь Касьянова работала на Ольхоне, изучала растительность острова. Особенно её интересовали уникальные формы деревьев: сосны и лиственницы. С каждым годом количество туристов росло и деревья всё больше страдали: по ним лазали, крепили на них тарзанки, срубали на дрова или жгли костры прямо в их корнях.

Тогда она решила заняться охраной деревьев, произрастающих в районе Сарайского пляжа. Они вместе с Галой Сибиряковой, журналистом, общественным деятелем и жителем Ольхона, создали программу «Древо Байкала», направленную на сохранение деревьев и пропаганду бережного к ним отношения.

В 2012 году Любовь состояла в научно-техническом совете «Заповедного Прибайкалья» и решила поучаствовать во всероссийской государственной программе «Деревья – памятники живой природы». Она заключалась в том, чтобы придавать деревьям по всей России статус памятника. Получить такое звание могли только те деревья, которые дендрологи после обследования признавали действительно уникальными.

Так, в 2013 году ольхонскую сосну, которой насчитывается 463 года, занесли в памятники природы. А к 2017 году на очередь встали ещё две сосны.

После этого Любовь решила, что пришло время реализовать её давнюю идею – создание на Сарайском пляже современного ландшафтного парка.

«Я эту идею оформила в презентацию на бумаге и пошла с ней в «Заповедное Прибайкалье». В это время у него появились новые руководители. Это люди пришлые, не сибиряки. Работали они в Присурском заповеднике (Республика Чувашия), который представляет собой болотные системы. Так как я научный сотрудник, то болотами тоже занималась и понимаю, что это такое. Это небо и земля даже по сравнению с одним Ольхоном. Соответственно и территория у него была гораздо меньше, чем те, что входят в «Заповедное Прибайкалье».»

В феврале 2017 года она принесла свой оформленный проект, представила его в виде презентации. Руководство заинтересовалось и сказало, что желает им заняться, что в скором времени свяжется с учёным. После этого она стала ждать ответа.

До апреля Прибайкалье молчало, а потом неожиданно заявило о себе. Предложили начать с того, чтобы огородить те деревья, которые, по мнению Касьяновой, нуждаются в охране. Попросили отправить им зарисовки ограждений, а также координаты деревьев.

И тут понеслось

Практически на следующий же день внезапно буквально из ниоткуда появляется проект «Сарайское кольцо», автором которого является Аркадий Калихман – доктор физико-математических наук, автор книг по туризму, мастер спорта СССР по туризму, один из организаторов проекта «Большая Байкальская тропа» и других экологических проектов на Байкале.

Проект представляет собой трехкилометровые пешеходные тропы, оснащённые инфраструктурой, и предполагает огораживание растительных эндемиков на территории Сарайского пляжа.

Просматривая проект, Любовь видит, что в нём описаны те планы, которые она сама представляла на презентации в «Заповедном Прибайкалье».

«Тогда я поступила очень разумно – написала на бумаге не всё, а лишь обзор моего проекта, самую суть оставила в своей голове. И, как оказалось, правильно сделала».

Выяснилось, что Калихман тоже числился в научно-техническом отделе «Заповедного Прибайкалья» и присутствовал на презентации Касьяновой.

«Прослушав мою презентацию, он засуетился. Возможно, даже вместе с нацпарком. И решил создать свой проект с моими украденными идеями. Уже весной объявил о проекте «Сарайское кольцо». Только проект их получился абсолютно ненаучным, его раскритиковали учёные, в том числе я, и экологи. »

Более подробно о «Сарайском кольце» Бабр уже писал.

Летом 2017 года проект получил большой президентский грант на два миллиона рублей.

Уже в сентябре в газете «Копейка» о них появилась статья. Там сказано, что добрый Калихман начал строительство туристической тропы по Сарайскому пляжу и устанавливает баннеры с описанием окрестной флоры.

«Аркадий Давыдович знает каждое местное дерево, он даже разработал собственную классификацию крон сосен. … Аркадий Калихман - настоящий, неподкупный и бдительный страж бухты», - говорится в статье.

К слову, классификация сосен действительно существует и даже опубликована, но только написана она Касьяновой, а не Калихманом.

Гала Сибирякова добавляет, что в начале в проекте «Сарайское кольцо» было указано, что выполнен он под руководством Касьяновой и Сибиряковой. Но они настояли на том, чтобы их имена убрали, так как они не имеют к нему никакого отношения и, более того, считают его вредительскими. И только после этого в проекте появилось имя Калихмана.

Встаёт вопрос, почему «Заповедное Прибайкалье» не стало развивать проект ландшафтного парка от профессионального эколога, но зато помогает в реализации вредительского проекта? Неужели вопрос только в цене?

Тем временем Любовь заявляет, что они не собираются останавливаться, а продолжают реализовывать свои планы, только теперь они решили пойти другим путём и уже никому и ничего не рассказывают. Теперь они прячут всю научную информацию, убрав её даже с их сайта.

Фотограф: Регина Ступурайте © Фотобанк Бабра

Источник фото: baikaldrevo.ru, facebook.com, Гаврикова Инга

16:19