Шаманы провели обряды для духов воды с призывом решить экологические проблемы Байкала

30 октября, IrkutskMedia. Шаманы Бурятии провели обряд поклонения духам воды на берегу Братского водохранилища, где расположен их родной поселок Бильчар Приангарья с призывом решить экологические проблемы Байкала. По их мнению, причиной обмеления озера является гнев духов воды. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на «РИА Новости».

Уровень воды в 2014 году достиг критической отметки – 456 метров, ситуация остается острой в настоящее время. За последние 60 лет такое наблюдается впервые. Страдают населенные пункты в Бурятии и Иркутской области: высыхают колодцы, горят торфяники, возникает угроза для тепло— и водоснабжения городов на берегах Ангары. Ситуация с обмелением озера и сегодня остается острой. Вслед за Байкалом мелеют водохранилища, созданные на Ангаре во время строительства каскада ГЭС – Иркутской, Братской, Усть-Илимской и Богучанской.

«Состояние Братского водохранилища вызывает тревогу и по причине ее плохого качества воды. Масштабное затопление таежных территорий в период строительства гидроэлектростанций привело к серьезным экологическим проблемам. На дне водоема осталось до 25 млн кубометров леса. Гниющая древесина вызывает фенольное загрязнение и провоцирует интенсивное размножение фитопланктона», — говорится в сообщении.

Ученые связывают проблемы обмеления водоемов и обострение экологических проблем с масштабными природными пожарами, вредными промышленными выбросами, варварской вырубкой лесов, перегруженностью рек гидроэлектростанциями, а также климатическими изменениями – среднегодовая температура в Сибири из года в год повышается.

Бурятские шаманы видят проблему в другом – по их мнению, вода уходит из-за гнева духов. Чтобы духи стали более благосклонными, шаманы задабривают их с помощью обрядов.

В 2017 году шаманы религиозного объединения «Бургэд» Осинского района решили обратиться к духам-покровителям воды не только весной, но осенью «перед закрытием небесных врат», когда уличные обряды еще допустимы. Зимой шаманам разрешается камлать — задабривать духов — только в домах.

Люди загрязняют берега, вырубают лес, сбрасывают в воду отходы, поэтому духи отворачиваются от них.

«Поэтому мы, собравшись вместе перед наступлением холодов, решили еще раз попросить наших богов не гневаться, стать добрее», — сообщила шаманка Мария Бадагуева.

Буряты верят, что миром управляют природные явления и духи предков, а шаман – это посредник между миром божеств и людей. Вся жизнь человека, поклоняющегося духам, связана с проведением обрядов, которые сопровождают его от рождения до смерти.

Развитие научных технологий никак не влияет на многовековой опыт жизни бурятской общины. Здесь, как и сотни лет назад, главенствует принцип выживания рода. Заболевший человек призывает к себе не только врача, но и шамана, который нередко сам выступает в качестве лекаря. К примеру, Мария Бадагуева – целительница. Она говорит, что лечит испуг, снимает порчу и может вернуть человеку душу.

«Были такие случаи, что ребята возвращались с армейской службы, из „горячих точек“, а душа оставалась в тех местах, где они воевали. Они болели, страдали, искали помощи, и я возвращала им душу с помощью специального обряда. Моя бабушка была шаманка и целительница. Я росла с ней, видела, как она проводит обряды, как помогает людям. Потом бабушки не стало, а я начала болеть. Помню, молоденькая еще была, приду с учебы, лягу на кровать, а сил встать нет. У тетки тогда жила в Иркутске. Она и навела меня на мысль, что надо продолжать дело предков», — рассказывает Мария Бадагуева.

В Осинском районе – одном из шести муниципалитетов Усть-Ордынского Бурятского округа, шаманизм – главенствующее религиозное верование. Здесь есть немало православных, мусульман и буддистов, но и среди них немало приверженцев шаманизма. Например, директор бильчирского психоневрологического интерната Наталья Петрова считает себя православной, отмечает христианские праздники, ходит в церковь, однако ее муж является шаманом, и шаманские обряды в доме – не редкость.

Даже мэр Осинского района Виктор Мантыков, по его собственному признанию, проводит обряды для своих домочадцев.

Практически все бурятские обряды сопровождаются разжиганием огня, даже когда речь идет о поклонении воде. Через огонь духам предлагается привычная для бурят пища – молоко, саламат, лепешки. Нередко в ход идут водка и сигареты. Все это под монотонное чтение молитв кладется в огонь. Пищу духам предлагают все шаманы по очереди. Считается, что чем больше шаманов участвуют в поклонении, тем сильнее эффект.

После подношения духам пищи и чтения молитв все отправляются к воде и, стоя у ее кромки, бросают в водохранилище монетки серебристого цвета или камушки. Мимо по берегу пробегают лошади, над водой пролетают чайки, а из-за далеких туч пробиваются лучи солнца. Мария Бадагуева отмечает, что это хорошие знаки. Любые изменения в окружающей природе, происходящие во время обряда, что-то символизируют. Шаманы читают их как книгу. Особым знаком благосклонности духов считается появление в небе орла. Эта птица и места ее обитания у бурят священны.

Наконец все возвращаются обратно к догорающему огню. Каждый участник обряда съедает кусок лепешки, остатки пищи отдаются костру.

Напомним, что весною 2017 года уровень Байкала опустился до 456,02 метра ТО. Еще в середине февраля эта цифра составляла 456,4 метра. При этом предельно допустимый минимум уровня Байкала составляет 456 метров ТО.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Уровень воды в Байкале приблизился к минимальной отметке

Читать новости в Telegram

вступай в группу ИА IrkutskMedia Важное

11:41
542
IrkutskMedia
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...