Добросовестность в бизнесе: практические рекомендации представили на семинаре в Иркутске

10 ноября, IrkutskMedia. Судебная система после введения поправок в Гражданский кодекс РФ в 2013 году получила нормативное закрепление понятия добросовестность. Теперь, по мнению экспертов, данное понятие в судебной практике приобрело значение открытых норм, закрепляющее судам уточнять, дополнять, и модифицировать право, развивая его в соответствии с насущными нуждами современности. Аппарат регионального бизнес-омбудсмена совместно с исследовательским центром частного права имени С.С. Алексеева при президенте РФ провели в Иркутске семинар встречу на тему: «Добросовестность как практический инструмент в бизнесе» сегодня, 10 ноября. Эксперты в области права и земельных отношений поделились практиками применения данного принципа в российском гражданском праве, его субъективной и объективной стороне, а также фидуциарных обязанностях. Подробнее об этом – в материале ИА IrkutskMedia.

В Приангарье тема добросовестности имеет особое значение, которое подтверждается статистикой анализа дел, рассмотренных Арбитражным судом Иркутский области отметил практикующий адвокат Игорь Саенко. За период с начала 2017 года и по настоящее время в рассматриваются споры в отношении надлежащего исполнения внешнеэкономических контрактов по поставке древесины, в отношении договоров строительного подряда и сопутствующих им договоров (более 70% от всех дел).

«По ряду дел истцам было отказано в удовлетворении исковых требований по причине нарушения принципа добросовестности. При этом, отказывая в исковых требованиях, суд не рассматривал иные доводы истца, отказывая недобросовестной стороне в судебной защите. Поэтому, в настоящее время, чтобы иметь действенный механизм правовой защиты бизнеса, необходимо понимать юридическое и социальное значение принципа добросовестности, понимать принципы его реализации на практике», — уверен Игорь Саенко.

В основе принципа добросовестности лежит объективное значение, внешнее мерило, которое принимается во внимание законом, судом и рекомендуется членам гражданских правоотношений как правильное, объяснил первый заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при президенте РФ Андрей Егоров. По своей сути принцип дихотомичен – он может выступать как субъективная и объективная категория. В последнем случае, добросовестность определяется как честное, правильное, должное поведение. Он признан сдерживать проявление личного эгоизма там, где этот эгоизм начинает выступать препятствием для жизни общества. Субъективная сторона этого понятия может определяться как «извинительное незнание» каких-то обстоятельств.

«Субъективная добросовестность – это не только, когда человек знал, что он делает, но и то, что человек должен был знать о последствиях сделки. Например, приобретая автомобиль, вы должны были знать, находится ли он в залоге или нет. То есть появляется судебное вменение данного принципа», — заметил Андрей Егоров.

Человек должен знать тему (сферу) в которой он планирует участвовать как субъект гражданских правоотношений, для того, чтобы не противоречить праву добросовестности.

Фактически субъективная сторона понятия возлагает личную ответственность на каждого участника гражданского оборота за свои действия. Эксперт отмечает, что принцип добросовестности является достаточно мощным оружием судебной практики, которая с его помощью может существенно дополнять и развивать право. Как известно любое оружие в неумелых руках может оказаться весьма опасным. Судебная практика, неспособная оперировать принципом добросовестности с должным пониманием его целей и задач, может причинить большой вред стабильности оборота.

Эксперт в сфере кадастра и земельных отношений уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Юлия Федоренко заявила, что это просветительское мероприятие направлено на защиту бизнеса, который должен понять, что добросовестность в деятельности позволит защитить свое дело в случае возникновения каких-либо проблем. Особое внимание она обратила на успешность дел по добросовестности, право на которую люди смогли доказать в судах.

— Нужно понимать, что данный инструмент применяется, но эта норма достаточно новая. Сегодня было подчеркнуто, что как важно добиваться признания добросовестности в вещных правах у добросовестных приобретателей. Если мы говорим о жилых помещениях, то видим, что в этом году люди этого добились. После четырех дел в ЕСПЧ против России, как раз по жилым помещениям и они пытались доказать, что они добросовестные. Они прошли все инстанции у нас в стране, где им везде отказали. Но люди все таки добились, потому что есть не только конвенция о защите прав, но и соответствующий инструмент. На сегодняшнем мероприятии мы и говорили, что нужно добиваться добросовестности, правильного использования данного инструмента. Чем больше мы будем объединяться в этих вопросах и применять какое-то единообразие в подходах, то судейское усмотрение не будет таким размытым, — подчеркнула Юлия Федоренко.

Эксперт добавила, что прописать досконально эти нормы нельзя, но руководствоваться понятиями добропорядочность, честность в оценке действий субъектов гражданских правоотношений нужно.

Андрей Егоров также поделился практикой применения санкций относительно нарушения фидуциарных обязанностей. В основе данного принципа лежит обязанность действовать разумно и добросовестно, но исключительно в интересах компании (корпорации). Эксперт отмечает, что к участнику какого-либо общества (товарищества) как и организации применяется правило сохранения объективности и честности отношений. В противном случае может быть применено либо исключение участника из корпорации (если нарушение принципа добросовестности происходит по его вине), либо ответственность самой компании (в том числе, перед дочерними структурами, когда основная компания знала о возможных убытках ее филиалами).

Читать новости в Telegram

вступай в группу ИА IrkutskMedia во «ВКонтакте»

вступай в группу ИА IrkutskMedia в Facebook

20:19
616
IrkutskMedia
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...