Откуда в Зимбабве российская грусть?

И не просто российская, а, в том числе, иркутская. В лавине сообщений о перевороте в Зимбабве нет-нет, да и мелькнет информация о наших земляках: уроженцы Прибайкалья Сергей Чемезов («Ростех») и Виталий Мащицкий (Ви Холдинг) вместе с Внешэкономбанком  (ВЭБ) участвуют в проекте по разработке крупного — второго в мире по запасам — месторождения платины в этой южноафриканской стране. Впрочем, до сих пор работа шла ни шатко, ни валко — сказывался целый букет местных проблем: нестабильность в экономике, американские санкции против диктатора Роберта Мугабе, введенные в 2003 году с ужесточением в 2014-м за дружбу Мугабе с послекрымской Россией.  И, собственно, сама деятельность этого самого Мугабе.


Добыча платины на месторождении Дарвендейл в Зимбабве. Фото lcnewsgroup.com

В 70-е годы Мугабе считался в Советском Союзе одним из героев национально-освободительного движения. Страну он возглавил еще в 1980 году, сразу же после краха власти белых расистов в Южной Родезии и ее переименования в Зимбабве. С тех пор, и вот уже 37 лет, правит (точнее, правил). Политику Мугабе часто называют «черным расизмом», оппозицию он не жалует, хотя и до стандартов Северной Кореи не дотягивает. Все-таки хоть какая-то оппозиция существует и даже пару раз чуть не обыграла «зимбабвийского льва» на президентских выборах. Но «чуть-чуть», как известно, не считается, и Мугабе на 94-м году (это, кстати, на пару лет больше чем было бы уже умершему Фиделю Кастро) был полон решимости выиграть и выборы-2018.

У Зимбабве есть и другое отличие от Северной Кореи — как уже сказано, залежи редких и драгоценных металлов (не только платины). И вот тут еще один повод для российской грусти: на фоне переворота многие еще раз обратили внимание, насколько экономика большинства африканских стран, включая Зимбабве, зависит от нового — решительного, мощного, динамичного — игрока на мировой арене. Речь о Китае, уже скупившем изрядную долю сырьевой базы слаборазвитых стран. Вот и теперь китайцы, скорее всего, преуспеют, найдя общий язык с зимбабвийскими военными…

Примечательно, что многочисленных интервью, которые охотно раздают западным журналистам жители зимбабвийской столицы Хараре, буквально переполнены восторгом в связи со свержением «ненавистного тирана»: «Наконец-то! Мы так долго этого ждали! Мы счастливы!». При этом рядом с говорящим, как правило, находится большая группа его соотечественников (видимо, у них там много свободного времени), которая выражает бурное согласие и тоже проклинает Мугабе. Даже если предположить, что сторонники «бессмертного президента» просто попрятались, то и в этом случае ниспровергателей слишком много, чтобы понять, как это Мугабе пять раз выиграл президентские выборы и, несомненно, победил бы и в шестой. Кстати, когда американские танки вошли в Багдад, их приветствовали сотни тысяч врагов Саддама Хусейна, еще недавно в очередной раз поддержавших его на выборах с результатом под 99 процентов…


Российский министр иностранных дел Сергей Лавров и министр промышленности и торговли Денис Мантуров в гостях у Роберта Мугабе. Сентябрь 2014 года. Фото eurasianinfoleag.ru

Откуда что взялось, ведь только что ничего, казалось, не предвещало? Вот именно — казалось. Тысячу раз прав идол политологии Никколо Макиавелли, что любовь народа переменчива: сегодня ты — безусловный кумир, а завтра… Тем более если государственные институты не работают: действие законов выборочное (в зависимости от статуса субъекта), власть персонифицирована (нет президента «вообще», а есть президент Мугабе), общественного контроля над силовыми структурами нет. Потому и «штормит» — от кумира до безвластия с переворотами вперемешку.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»


Откуда в Зимбабве российская грусть?
21:27
727
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...