В Иркутской области появится эрзац законодателей?

К концу срока своих полномочий депутаты Законодательного собрания Иркутской области все чаще выступают со странными заявлениями и инициативами. То вице-спикер Андрей Лабыгин организует сбор подписей против строительства туберкулезной больницы, то другой вице-спикер Наталья Дикусарова требует отказаться от празднования 100-летия комсомола. Казалось бы, самое время остановиться и подумать: куда спешим, что делаем?.. Но нет времени, настала пора инициатив!

Очередная беда пришла, откуда не ждали. 24 ноября на сессии молодежного парламента (МП) при Законодательном собрании депутат Алексей Козюра заявил: принято решение о наделении депутатов МП правом законодательной инициативы, проект закона «О поправках к Уставу Иркутской области» уже внесен в ЗС и планируется к рассмотрению на декабрьском заседании комитета по государственному строительству области и местному самоуправлению. Для жителей Прибайкалья, которые впервые слышат о существовании молодежного парламента (а таких, пожалуй, большинство), поясним: по областному закону № 12-ОЗ молодежный парламент при ЗС «…является консультативно-совещательным органом… и осуществляет свою деятельность на общественных началах». Неизвестно, насколько активно МП пользуется своими совещательными правами, ведь никаких отчетов о работе этого органа на сайте Законодательного собрания нет. Хотя пора бы, этот созыв уже четыре года отработал как-никак.


Фото пресс-службы Законодательного собрания Иркутской области

Депутаты в этом месте должны состроить сочувственно-высокомерные лица и сказать что-то вроде: «Ну что вы пристали к людям, скажите лучше спасибо. Они в свое личное время работают на благо области, а могли бы…». А что могли бы, тут каждый судит в меру своей испорченности. Но одному из депутатов МП времени хватает и на общественную работу, и на общение с судебными приставами по очень длинному списку исполнительных листов. Представьте, если бы у него все время свободное было?

Беда – и тут уже не МП, а наша с вами – состоит в том, что депутатов в молодежный парламент набирают довольно просто (снова цитируем областной закон № 12-ОЗ): «19 депутатов входят в состав молодежного парламента по результатам конкурса. Конкурс проводится наблюдательным советом молодежного парламента в соответствии с положением о порядке проведения конкурса для кандидатов в депутаты молодежного парламента; 19 депутатов входят в состав молодежного парламента посредством их выборов наблюдательным советом молодежного парламента из числа делегированных представителей молодежных парламентов, созданных при представительных органах муниципальных образований Иркутской области».

Итого – 38 человек в возрасте от 18 до 30 лет, набранных наполовину почти случайно, а наполовину – по назначению мэров муниципальных образований (никто же не думает, что из молодежных парламентов при представительных органах отправят, кого попало?) получат право законодательной инициативы. В нашей области с так называемыми «народными инициативами» дела и без того обстоят не слишком хорошо: вроде деньги выделяют, а на просьбу предъявить практические результаты хотя бы в виде фотографий часть отвечает все как-то уклончиво. Трудно же объяснить, почему на одно и то же дело сначала выделяют деньги из местного бюджета, потом получают по «народным инициативам» из областной казны, а после все равно ничего не сделано и Контрольно-счетная палата с претензиями выходит.

Вот и здесь: ну какую такую особенно глубокую инициативу может выдвинуть группа никем не избранных и ни перед кем не отвечающих за последствия молодых людей? Очевидно, например, что депутаты МП сами по себе никакие законы писать не умеют. У нас опытные депутаты иной раз предлагают такие законы, что клеймо «коррупция» проступает сквозь каждую строку. А с молодежью-то и того лучше: опытному депутату не надо подставляться, подсунул проект, лоббирующий интересы заказчика из бизнеса, в аппарат МП и они его от собственного имени принесут. Закон может и не пройдет, все-таки в комитетах представлены разные фракции, а сессии проходят под наблюдением правительства, прокуратуры и той же КСП, но попытка будет сделана – раз не пройдет, два не пройдет, на третий – проскочит. Проскакивали же у нас в недавнем прошлом налоговые льготы для заводов, которые так и не были построены?

Шутки шутками, но помимо сомнений в качестве законотворческих инициатив есть подозрения и относительно их количества. Сейчас у нас право законотворческой инициативы имеют депутаты ЗС, губернатор и правительство, прокуратура, областной совет профсоюзов, уполномоченные по правам человека, предпринимателей и ребенка, мэры муниципальных образований и Ассоциация муниципальных образований. Все вроде бы по делу, хотя зачем мэрам две возможности? Теперь список пополняется молодежным парламентом – органом, польза которого ничем не доказана, а персональный состав мало кому известен. Открываются любопытные возможности и помимо описанной выше лоббистской схемы. Например, по просьбе старших товарищей МП может включиться в режим «взбесившегося принтера» и будет клепать законопроекты по два-три в сутки. В результате накануне какой-нибудь особо важной сессии в этом ворохе можно похоронить действительно важные законы – исходящие, например, от любого из омбудсменов. Депутаты ж не железные, верно? А МП просто успел раньше, вот такое совпадение…

Возможности открываются широкие – но на самом деле не для МП, конечно. Дополнительный вес приобретает его наблюдательный совет, мэры муниципальных образований и все те люди, которые ради собственных политических и деловых интересов смогут пристроить нужного человека в состав МП. Из пустого фантика – даже в смысле карьерных перспектив – МП превращается в полноценную стартовую площадку, вот только, можем предположить, расти в нем будут не те кадры, которые видят свое призвание в служении обществу, а те, кто четко видит свою выгоду и учится использовать служебное положение ради нее.

И главное. Все это целиком и полностью противоречит статье 3 Конституции РФ, в которой сказано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Те же самые депутаты Законодательного собрания, которые сегодня намереваются дать право законодательной инициативы какой-то сомнительной группе людей, всего несколько месяцев назад грубо и цинично отказали всем жителям Иркутской области в проведении референдума о возвращении прямых выборов всех глав городов в Прибайкалье.

«Своим – все, народу – ничего» – именно такой слоган сегодня должен быть написан над столом президиума Законодательного собрания.

Константин Зверев для ИА «Альтаир»


В Иркутской области появится эрзац законодателей?
20:57
575
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...