Историк Евгений Селезнёв: о танке, паровозе и других тайшетских памятниках

Очень много странностей с памятником – Т-34. Почему танк? Такой вопрос у многих тайшетцев возник сразу же после открытия памятника.

И строился он как-то в полном молчании, без освещения в печати, на радио, в Тайшете в те годы было местное радиовещание. В газете «Заря коммунизма» за 1978–1980 годы нет ни слова о ходе строительства этого памятника, площади «Юбилейная». Не было и репортажа об открытии памятника.

Во всяком случае, в подшивках номеров газеты «Заря коммунизма» за 1978–1981 годы, хранящихся в районном архиве, нет статей на эту тему. Номера газеты с репортажем об открытии памятника Т-34 не сохранилось? Не знаю, но продолжаю искать. Может быть, не было никакого репортажа? Есть лишь статьи с обоснованиями установления именно танка. Не проведенное в свое время общественное обсуждение варианта памятника, отсутствие постоянного освещения в газете хода строительства площади породили много всяких вопросов, которые можно задавать и сегодня.

Ответа не будет. В период 1987–2004 годов, то есть после установления танка, в местной газете началась вялая полемика на эту тему, вызванная статьей Александра Исакова «Гуманитарный танк».

Танк Т-34 – общий символ Победы, не имеющий отношения к конкретному боевому и трудовому вкладу тайшетцев. Здесь танки не производили, не ремонтировали, не все тайшетцы воевали танкистами. Если и пожертвовали тайшетцы и шиткинцы в годы войны деньги на строительство танковой колонны «Иркутский колхозник», то они собирали деньги еще и на боевые самолеты. Отчего же тогда не самолет, а танк? На самолёт собрали меньше пожертвований, чем на танк?

Вероятно, сначала родилась идея установить танк, «достать» его было легче, чем самолёт, наверное, а потом уже найти обоснование почему он стал памятником. Объяснять только тем, что тайшетцы собрали немалые деньги на строительство танковой колонны, не совсем правильно, но именно такой аргумент повторяется вновь и вновь. Например, в документальном сборнике «Помним всех поименно» 2007 года издания.

Кстати, журналист Александр Петров в своей статье утверждает, что в сборе средств на танковую колонну участвовали колхозники 59 сельхозартелей, на самом деле их было больше. Как о примере высокого патриотического порыва тайшетцев, Петров сообщает о самом крупном пожертвовании – от колхозников артели имени 23 годовщины Октября из деревни Тимирязево поступил один миллион рублей.

Только автор не озвучил немаловажный факт: артель в Тимирязево, спецпосёлке НКВД, была неуставная, а её члены – люди, лишённые политических прав и работавшие в ограниченных для них экономических условиях. Учитывая это, можно предположить, что вклад тимирязевцев-спецпоселенцев в дело строительства танковой колонны мог иметь некоторый налёт принудительного характера.

Авторы сборника «Назовём всех поименно», как и Александр Петров, не учли того, что на пьедестале памятника имеется надпись:

«Вам, людям, создавшим это грозное оружие и победившим в Великой Отечественной войне от благодарных потомков».

И никак не комментируют эту эпитафию. Если есть такая надпись, то будет ли считаться сбор денег на строительство танка «созданием» грозного оружия? Вопросы на этом не заканчиваются. Значит, танк установили для увековечивания памяти о личном и боевом вкладе тайшетцев в дело Победы.

Ведь пожертвования граждан на какое-нибудь благородное дело – это личный вклад, не трудовой. Конечно же, ценным был любой вклад тружеников тыла в общее дело советского народа, однако большим и значимым был трудовой, то есть производственный вклад, а не личный. А вот трудовому вкладу тайшетцев в дело Победы нет ни одного памятника в Тайшете и Тайшетском районе! Самоотверженный труд в тылу войны, как известно, был приравнен к подвигу. Подвиг был, а памятника нет!

Если говорить только о сборе денег на танковую колонну, то это отражает очень небольшую часть всего личного вклада тайшетцев в обеспечение Красной Армии. Люди жертвовали на многое, что требовалось для Победы – в фонд обороны, на госзаймы, на подарки воинам Красной Армии и на другие благие дела. И еще раз прочтём надпись на памятнике и увидим – нет упоминания о тайшетцах и шиткинцах, а только о каких-то «людях», создавших и победивших. Кто они? Стоя у памятников, люди не должны гадать, они должны знать конкретно – кому и за какие такие дела-подвиги.

В 1994 году в районной газете была опубликована статья журналиста Александра Исакова «Гуманитарный танк», в которой говорилось, что танк появился в Тайшете по прихоти самого первого в городе политического деятеля тех лет – первого секретаря горкома КПСС Виктора Филипповича Кочерова. Статья окончательно внесла сумятицу в осмысление танка как памятника. Некоторые тайшетцы начали поиск убедительных объяснений. В частности, Владимир Никифорович Фомич, непосредственно участвовавший в строительстве площади «Юбилейная», приводит два аргумента в пользу танка-памятника: некоторые тайшетцы-фронтовики воевали танкистами, многие тайшетцы впервые увидели легендарный танк. Весомо, но недостаточно.

У руководителей тайшетских предприятий железной дороги тоже наблюдается увлечённость устройством разных памятников. Только у локомотивного депо есть свой музей предприятия. Только железнодорожники публикуют различные статьи, издают книги историко-краеведческого содержания, допуская при этом, к сожалению, серьёзные неточности, ошибки. Только у них есть свои, увековечивающие боевой подвиг железнодорожников, памятники – паровоз Л-3449 и памятник у локомотивного депо. Общегородских памятников им недостаточно. На паровозе имеется надпись следующего содержания:

«Тайшетцам-железнодорожникам, участникам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. от благодарных потомков».

Предельно ясно – памятник фронтовикам, иных трактовок не может быть. Но вот что странно, есть в газетных статьях разных лет объяснения, что он, несмотря на однозначную эпитафию, установлен и в честь тружеников тайшетских тыловых железнодорожных предприятий. Получается, сначала напишем, а потом толкуем написанное иначе. Легче тогда уж сменить надпись – посвящен, мол, и боевому, и трудовому подвигу тайшетцев-железнодорожников.

Вот и получается, что железнодорожникам действительно недостаточно общегородских памятников, так как они не увековечивают трудовой подвиг тружеников тыла, например, железнодорожников. Ни одно другое управление, головное предприятие какой-то определенной отрасли экономики района и города не ставили, не собираются ставить памятники трудовым подвигам своих работников. Впрочем, я не совсем прав: у проходной автобазы по улице Октябрьская установлен автомобиль якобы военных лет, а в саду железнодорожной школы № 85 вознеслась к небу стела, увековечивающая память о выпускниках и учителях, погибших в Великую Отечественную войну.

Однако, если следовать благородному порыву железнодорожников, то труженикам сельского хозяйства тоже следовало бы поставить памятник трудовому подвигу колхозников в годы войны. И работникам лесной промышленности тоже. А что тогда соорудить медицинским работникам, банковским служащим и многим другим, придерживаясь заданному железнодорожниками отраслевому принципу сооружения памятников общему, по сути, трудовому подвигу всех вместе взятых тайшетцев в годы войны? Увековечивать подвиг погибших в войну работников каждого конкретного предприятия, учреждения на их территориях, как например, у локомотивного депо, это совсем иное дело, чем рядом с существующим уже городским памятником сооружать свой, отраслевой.

И ещё, паровоз установленный железнодорожниками, не военных лет – он, в числе 714 других, был построен в 1954 году. Получается, что выбранный символ не отражает суть того, что он увековечивает, или отражает очень отдаленно и косвенно. Невозможно представить, чтобы увековечить подвиг военных шоферов на пьедестале, что у автобазы Тайшета был бы установлен не УралЗИС, а ЗИЛ-130. А кто сказал, что памятник-автомобиль посвящён шоферам военных лет? Может быть, это памятник автомобилю? На памятнике ведь нет никаких указаний кому и за что. Какой именно это УралЗИС? На нем не написано. УралЗИС-5? Если так, то какой серии – В или М? Если М, то это автомобиль послевоенных лет, не имеющий отношения к войне. Обо всем этом не прочесть на постаменте.

Историк Евгений Селезнёв: о танке, паровозе и других тайшетских памятниках
Источник:
21:04
1334
Тайшет24
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...