Детский омбудсмен в Приангарье: ЧП в школах Улан-Удэ и Перми можно было предотвратить

13 февраля, IrkutskMedia. Ситуации, подобные трагедиям в школах Улан-Удэ и Перми, можно было предотвратить, считает Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова. В результате проверки вобразовательных учреждениях выявлена недоработка с личностями подростков. Теперь два ЧП являются для всех страшным уроком. По мнению омбудсмена, чтобы избежать подобных случаев, нужно выявлять детей, которые являются социальными исключениями, и оказывать им своевременную помощь. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.

— Светлана Николаевна расскажите, сколько в 2017 году к вам поступило писем? По каким вопросам больше всего обращались жители региона?

— Прежде всего, нужно сказать, что в России система зашиты прав детства сформирована. Органы исполнительной власти и органы представительной власти решают вопросы защиты прав детей в сфере образования, здравоохранения и других. Аппарат уполномоченного создан как раз для того, чтобы выявлять проблемы тогда, когда система не срабатывает. Многие обращаются к нам потому, что мы являемся участниками программы бесплатной юридической помощи. Также обращения поступают за консультативной помощью с тем, чтобы мы сориентировали в решении проблемы. В одном заявлении может быть до пяти-шести вопросов: жилищный, защита имущественных прав, алиментные обязательства, устройство ребенка в школу, льготы и гарантий. За 2017 год к нам поступило порядка 1366 обращений граждан. Из них письменных было 594. Устных консультаций на личном приеме – 402. Очень много телефонных обращений. Это чуть меньше, чем в прошлом году (1408).

Больше всего граждан интересует вопросы, связанные с защитой прав особо уязвимой категории — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (412 обращений). Следом вопросы, связанные с образованием, культурой, здравоохранением и спортом – 318 обращений. 256 писем поступило по вопросам защиты жилищных прав детей. Также очень большой блок вопросов, связанных с защитой прав в судебном порядке, жилищная тема – одна из самых болезненных. Более 140 обращений — по вопросам защиты прав детей в сфере социального обеспечения. Связано это с тем, что меняется региональное законодательство, устанавливаются новые льготы и гарантии, либо меняется порядок прежних. Поступает много вопросов в сфере семейного права.

— Как осуществлялось правовое просвещение граждан и детей в прошлом году?

— Мы популяризируем и распространяем информацию, связанную с защитой прав ребенка в различных ведомственных организациях и в целом в системе законодательства. По разным направлениям выпускаем брошюры, в которых разъясняются малообсуждаемые вопросы, например, алиментные обязательства родителей. Для нашей области это имеет большое значение – больше 5 млрд рублей задолженности у родителей перед своими детьми только в Иркутском регионе. Также мы делаем методички, вестники, посвященные многим темам. Подготовили сборник статистический и аналитических материалов в виде графиков, таблиц и краткого анализа по всем направлениям защиты прав несовершеннолетних.

Пятый год у нас продолжается проект «Открытия, раздвигая границы возможного». Он уникален тем, что это группа выходного дня для малышей дошкольного возраста, детей-инвалидов, имеющих тяжелое ментальное нарушение. Педагоги из пединститута, которые обладают специальными навыками и знаниями, проводят группы выходного дня на базе частных садов.

— Что касается законотворческой деятельности, скажите, разрабатывались ли в 2017 году какие-либо законопроекты?

— В прошлом году приняли два разработанных нами законопроекта. Первый связан с созданием в Иркутске и Братске городских комиссий по делам несовершеннолетних. 10 лет их не было, так как у городов есть районное деление. Второй закон связан с защитой прав детей, которые по тем или иным причинам не смогли получить аттестат об основном общем образовании. Он разработан с целью того, чтобы ребенок, несмотря на отсутствие аттестата, смог продолжить обучение. И такая возможность теперь имеется. 10-классник может остаться на второй год или самостоятельно пересдать предметы и пойти учиться в учреждение профессионального образования.

Как в 2017 году, так и в настоящее время совместно с депутатами обсуждаются вопросы, связанные с обеспечением мер социальной поддержки семьям, имеющих детей на территории Иркутской области. Кроме того, ведется работа по созданию условий для детей-инвалидов.

— Известно, что вы готовите пакет процессуальных документов для тех, кто обращается в суд. Скажите, а в судебном процессе вы присутствуете?

— Нет, на заседания мы не ходим. В случае, если человек обратился в суд по нашим заключениям, то мы участвуем в судебном процессе. В целом такие вопросы мы решаем в разных форматах, например, можем дать свое заключение по конкретной ситуации. Нужно отметить, что с нами активно на безвозмездной основе работают адвокаты. Как правило, человек самостоятельно защищает свои права в суде, а мы постоянно сопровождаем его на этом этапе.

— Светлана Николаевна, расскажите, будут ли в 2018 году проводиться в Иркутской области профилактические мероприятия в школах, детских садах, связанные с произошедшими ЧП в образовательных учреждениях Улан-Удэ и Перми?

— Для начала необходимо провести проверку, касающуюся решения вопросов безопасности, – это одна часть проблемы. Вторая составляющая более серьезная – решение вопросов, связанных с оказанием психолого-педагогической помощи детям, у которых есть проблемы в поведении либо в обучении. Что касается ситуаций в Улан-Удэ и Перми, это были не случайные, не стихийные акции. Дети готовились к нападению. Для всех теперь это страшный урок. Я считаю, что подобные ситуации предотвратимы. В школах выявлена в результате проверки недоработка с личностями подростков. Ведь главная задача – выявить детей, которые являются социальными исключениями, «изгоями», и оказать им своевременную помощь. Сотрудники образовательного учреждения должны внимательно относиться к таким детям. В школах должны быть созданы серьезные психолого-педагогические службы. Главное – нужно все сделать для того, чтобы ребенку, прежде всего, было комфортно в школе. В этом случае оценки и поведение не важны.

— В каком состоянии находятся сейчас коррекционные школы?

— Ситуация по таким учреждениям довольно сложная. Ведь там дети с тяжелыми патологиями, у которых абсолютно разные проблемы, и где практически всегда выстраивается индивидуализация маршрута, потому что этот ребенок особенный и очень важно создать условия для его обучения. Это всегда малокомплектный класс. Отсюда сразу возникают вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением, учебно-методическими пособиями, оснащением спортивным оборудованием. Например, четыре школы-интерната из 23-х имеют только спортивные площадки. Мы очень серьезно работаем по коррекционным школам. Из бюджета выделили дополнительно 31 млн рублей, в казну 2018 года он включен, а надо только 221 млн рублей на оснащение. Эту темы мы продолжаем держать на контроле и очень надеемся, что она будет решена.

Самые свежие новости Иркутска без спама и обсуждений

вступай в группу ИА IrkutskMedia во «ВКонтакте»

вступай в группу ИА IrkutskMedia в Одноклассниках

вступай в группу ИА IrkutskMedia в Facebook

Вступай в группу «Главное в Прибайкалье» в WhatsApp

09:18
510
IrkutskMedia
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...