Выборы президента в Иркутской области. Разбираемся

БАБР анализирует официальные результаты выборов 2018 года и сравнивает их с цифрами 2012 года. Открывается много интересных нюансов.

Оговоримся сразу — цифры по 2018 году предварительные, взятые с федерального сайта ЦИК. Эти данные приближены к финальным на 95-99%. На чистоту анализа это, однако, не влияет, т.к. речь идет в лучшем случае о расхождениях в несколько сотен голосов плюс-минус.

Явка

Сенсации не произошло. Вне зависимости от знака ожиданий. Явка составила 55% по области, чуть меньше по Иркутску, Ангарску и Братску. В 2012 году ситуация была похожая — 56% по области с небольшим понижением в Иркутске и Братске. Правда, Ангарск тогда голосовал лучше. Как и провинциальные районы.

В абсолютных цифрах ситуация интересней. В 2012 году в выборах приняли участие 1 073 117 человек. В 2018-ом — 1 043 424, или на 29,6 тысячи меньше. При этом общая численность избирателей в Прибайкалье за шесть лет снизилась на 40,7 тысячи человек. Спасибо демографии.

Теперь о смешном. В ходе выборов ЦИК был уличен в манипуляции явкой по Иркутской области. Сначала в табличке на головном сайте системы «ГАС Выборы» была введена цифра — 59% — явка на 18 вечера. Однако уже через час данные изменились и в графу поставили 50%, что больше походит на правду. Конечно, это может быть банальная ошибка исполнителей. Или же речь идет о том, что кто-то хотел «прикрутить» явку в Прибайкалье, но потом передумал. В нашей стране и тот и другой вариант вполне имеет право на существование.

А теперь самое вкусное — по предварительным данным, по явке Иркутская область заняла первое место в стране. С конца. Это ли не коммунистическое чудо?

Путин

Феноменальный и во многом неожиданный триумф. Большинство наблюдателей и экспертов сходились на мысли, что в Иркутской области Путин не наберет больше 60%, а по Иркутску возможен условный «второй тур». Вышло иначе — 73,06% по области и 72% по Иркутску. И это в городе и регионе, где три года назад коммунист победил представителя «Единой России» в конкурентной борьбе. Круто.

Абсолютные цифры также впечатляют: 594 861 голос в 2012 году против 762 324 голосов в 2018 году. Прирост на 167 тысяч голосов!

Можно констатировать, что ядерный и нейтральный электорат был удачно мобилизован и в полном составе пришел на избирательные участки. По стране Владимир Путин получил больше 55 миллионов голосов. Это тот базис, на который власть может смело опереться.

Справедливо и обратное замечание — оппозиция выборы проигнорировала. Те, кто по тем или иным причинам недоволен режим, к урнам просто не пошли. Именно не пошли, а не проголосовали за других кандидатов, ведь Жириновский, Грудинин и Собчак получили значительно меньше, чем Жириновский, Зюганов и Прохоров шесть лет назад. Об этом ниже.

Перед нами интересный феномен: бедность растет, реальные доходы граждан падают четвертый год подряд, Россия находится в международной изоляции в состоянии холодной войны, наблюдается ощутимый застой во всех сферах жизни. Но электорат все равно предпочитает Доброго Царя любым переменам и реформам. Это еще не Северная Корея, но уже где-то рядом.

Оппозиция

Как и предполагали наиболее прозорливые эксперты, Грудинин оказался «дутым» проектом. Все эти сказки про «второй тур», рейтинг на уровне 40%, беспринципную «аналитику» в Телеграме и Фейсбуке. Все ложь и фальшь.

Реальность такова: в 2012 году полумертвый Зюганов получил в Прибайкалье 242 097 голосов или 22,57%; в 2018 году «народный кандидат» Грудинин набрал в «красной» Иркутской области 166 167 голосов или 15,93%. Падение на 76 тысяч голосов или 6,64%. Грандиозно.

Жириновский и ЛДПР рухнули не менее впечатляюще. 2012 год: 88 419 голосов или 8,24%. Теперь 2018 год: 67 204 голоса или 6,44%. Разница в 21 тысячу голосов. Похоже, Владимиру Вольфовичу пора на заслуженную пенсию.

Собчак разочаровала. И очный визит в Иркутск накануне 8 марта не помог. 12 615 голосов или 1,21%, что ниже среднероссийского показателя (1.66%). По столичному Иркутску Ксения Анатольевна набрала 2%. На большой успех не тянет при всем желании. Для сравнения: в 2012 году Михаил Прохоров получил в Прибайкалье 94 тысячи голосов или 8,76%. Прохоров занял третье место, обогнав Жириновского. Например, в Октябрьском районе Иркутска олигарх получил 16,25%, в Свердловском — 14,97%. У Собчак ничего похожего. Даже на горизонте.

И минутка истории. В 2015 году на выборах губернатора технические кандидаты — Лариса Егорова и Олег Кузнецов — сработали против власти и не позволили Сергею Ерощенко выиграть в первом туре. Они забрали «системные» голоса, а весь протест ушел к Сергею Левченко. В 2018 году на выборах президента произошла обратная история: Путин собрал весь ядерный электорат и отнял часть «популистских» голосов у Грудинина и Жириновского. Городская оппозиция на выборы не пошла, что показывает неубедительный результат Собчак. В этот раз «партия телевизора» победила, а «партия Интернета» осталась строчить гневные посты в Фейсбуке. Бывает и такое.

P.S. А что Титов?

А ничего. Такого кандидата не было. Его придумали. 0,5% голосов в рамках статистической погрешности. Но разве могло быть иначе?

Выборов, кстати, тоже замечено не было. Имеет место референдум о доверии Верховному. Доверие получено. Едем дальше.

Выборы президента в Иркутской области. Разбираемся
17:38
993
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...