Мусорные бароны: как "Ростех" подмял под себя иркутский рынок ТКО

В Иркутской области определили регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктирно напомним историю вопроса:

— В 2015-17 годах «Ростех» пролоббировал важное решение федерального уровня, обязывающее к январю 2019 года создать в каждом регионе РФ единого регионального оператора по работе с твердыми коммунальными отходами. С этого началась громкая «мусорная реформа», некоторые неприятные последствия который мы можем наблюдать сегодня — например, в подмосковном Волоколамске.

— В годы правления Сергея Ерощенко «Ростех» активно продавливал проект строительства мусороперерабатывающего завода в Иркутской области, однако конкретики эти планы тогда не обрели.

— В декабре 2015 года свежеизбранный губернатор Прибайкалья Сергей Левченко встретился с топ-менеджерами «Ростеха», где была достигнута предварительная договоренность о строительстве нового полигона ТКО, способного обслуживать иркутскую миллионную агломерацию. Тогда же было решено эксплуатировать действующий иркутский полигон до 2021 года.

— В 2016 году чиновники Серого дома заявляли о готовности провести конкурс на определение Единого оператора ТКО в области. Такой оператор обязался заниматься вывозом и утилизацией ТКО не только в Иркутске, Ангарске и Шелехове, но и в малонаселенных районах севера региона.

— Вначале 2017 года концепция резко изменилась: было принято решение разделить область на две зоны («Север, „ЮГ“) и выбрать двух отдельных операторов. „Южная“ зона включает Иркутскую агломерацию и другие густонаселенные (относительно) районы общей численностью 1,7 млн. человек. „Северной“ зоне достался Братск, Усть-Илимск и прочие отдаленные территории с общим населением менее 700 тысяч человек. Можно сказать, что область поделили на ликвид и неликвид.

— Одновременно с этим стало известно, что под Ангарском будет разбит новый полигон ТКО и построен современный мусороперерабатывающий завод. Идет разработка документации.

— Изначально предполагалось, что конкурсы по определению операторов пройдут осенью 2017 года, но в итоге сроки сдвинулись на весну 2018 года. При этом регион обязан заключить договоры с операторами до 1 мая текущего года. Остался месяц.

— Северного оператора пока определить не удалось. На конкурс банально не нашлось претендентов. Серый дом объявил повторные торги, но далеко не факт, что интересанты найдутся. Как и было сказано, вывоз ТКО в условиях сибирского севера представляет собой крайне затратный и трудоемкий процесс без перспективы рыночной окупаемости.

— Иное дело оператор зоны „Юг“ — его нашли с первой попытки. В конкурсе с единственным участником победила компания ООО „РТ-НЭО Иркутск“. Есть основания полагать, что конкурсная процедура имела формальный характер и затачивалась под победу упомянутого юрлица.

Здесь мы переходим к главному. „РТ-НЭО Иркутск“ (ОГРН: 1023801748948) была зарегистрирована в 2002 году в городе… Белгород (!). Впрочем, не будем обманываться — в реальности эта 100% иркутская фирма, долгие годы работающая на региональном рынке ТКО. Так, согласно официально отчетности, в 2016 году выручка ООО составила 271 миллионов рублей, прибыль — 13 миллионов рублей.

За последние несколько лет компания участвовала в государственных контрактах по обращению с отходами на общую сумму почти в миллиард рублей. Среди контрагентов „РТ-НЭО“ можно обнаружить многие муниципалитеты Прибайкалья, включая Свирск, Иркутск, Иркутский район.

Уставной капитал фирмы — 10 миллионов рублей. Учредители: Александр Сумкин и Артем Мищенко.

Речь идет о группе профессиональных „мусорных“ бизнесменов, которых хорошо знают в бизнес среде и политической тусовке. Под контролем господ Мищенко и Сумкина больше десятка различных коммерческих структур. Перечислим лишь некоторые из них: ООО „Коммунальник+“, ООО „УМК“, ООО „УТК“, ООО „АМП“, ООО „Клиника 38“, ООО „Стп-Промэко“ и другие.

Нельзя не упомянуть, что Артем Мищенко и его бизнес-партнер Вадим Логунов принимали самое активное участие в продвижении Леонида Фролова на выборах мэра Иркутского района в декабре 2015 года. Упомянутые господа неофициально возглавляли штаб будущего районного начальника.

Фролов Леонид, Мищенко Артем, Ялта, 2015 год. © Проект „Лица Сибири“

Формально ООО „РТ-НЭО Иркутск“ представляет собой региональную фирму средней руки. На практике можно говорить о функциях компании-прокладки, связующего звена между местными подрядчиками и конечными бенефициарами мусорной реформы в „Ростехе“. На это, в частности, намекает и название фирмы, отсылающее к профильной дочке госкорпорации „РТ Национальный Экологический Оператор“ (»РТ НЭО").

Мы ожидаем, что уже в блажащие годы Южный оператор ТКО подомнет под себя наиболее ликвидные направления (вывоз мусора в Иркутске, Ангарске и Шелехове). Следующий этап — строительство нового полигона ТКО и мусороперерабатывающего завода под Ангарском. Естественно, за счет денег налогоплательщиков и при условии впечатляющего бюджетного финансирования.

Здесь просматривается типичная стратегия «Ростеха», которую можно описать известным фразеологизмом про жар и чужие руки. Нет никаких сомнений, что всю работу по налаживанию схемы вывоза мусора на юге области возьмут на себя местные игроки, хорошо знакомые со спецификой рынка. В тоже время значительную часть дивидендов получат топ-менеджеры «Ростеха». Без участия корпорации монополизация мусорной отрасли была бы невозможна, так что все по-честному. Вернее, по понятиям.

Похожая ситуация наблюдалась, например, в 2017 году, когда «Ростех» и «Полюс Золото» скушали крупнейшее в России золотоносное месторождение «Сухой Лог» на севере Иркутской области. «Полюс» нагнули на совместное предприятие и выкуп доли «РТ» за несколько сотен миллионов долларов. С другой стороны без протекции «РТ» сделка могла вообще не состояться.

Рука руку моет. Сергей Чемезов своего не упускает. Никогда.

Мусорные бароны: как "Ростех" подмял под себя иркутский рынок ТКО
15:34
828
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...