В лучах чужой славы: «Единая Россия» как политический нахлебник

Один из афоризмов Виктора Черномырдина гласит: «Какую партию ни делаем, получается КПСС». Именно не КПРФ, а КПСС – с виду общественная организация, а по существу, на самом деле, подчиненная часть, элемент, придаток, шестеренка в государственном механизме. Вот уже более 15 лет такую функцию – «Чего изволите? Чего прикажете?» – выполняет «Единая Россия»: громоздкая, монументальная, забронзовелая. Но сама по себе она так и не стала партией – общественной силой, выросшей снизу, из народа.

Преувеличение? Ничуть. Нормальная траектория серьезной, настоящей партии такова: сначала собираются единомышленники, сторонники одинаковых или, во всяком случае, близких взглядов. Затем они организуют партию, потом вступают в борьбу за власть, побеждают на выборах, берут на себя ответственность за развитие страны, формируют правительство, отчитываются перед населением за свою работу, оставляя при этом свободу критики и оппозиции в свой адрес. Тем не менее через какое-то время они проигрывают следующие (последующие, третьи по счету и т.д.) выборы, не разваливаются, уходят в оппозицию и – история повторяется.

Ничего подобного с «Единой Россией» не произошло. Точнее, произошло, но в обратном порядке, шиворот-навыворот. Исполнительная власть (условно говоря, Кремль) собрала начальников всех уровней и направлений (от атомной промышленности до киноискусства) и учредила из них (фактически именно так) «Единую Россию». То есть изначально правящую партию, не прошедшую ни дорогу снизу, ни период оппозиции. Да, собственно, проходить какой-то там путь или тем более период оппозиционности в принципе не входит в жизненные планы большинства «единороссов». Не затем пришли…


Гарантированное нахождение у власти привлекает сначала в РКП(б) – ВКП (б) – КПСС, а затем в «Единую Россию» несметное число карьеристов. Фото notey.com

В общем, сразу, минуя этапы и ступеньки, сформирована брежневская КПСС-2 эпохи рынка и интернета. И сразу же в ней, в «Единой России», имеются, наряду с административно-хозяйственной мощью, как минимум, две болезни, которые были присущи поздней КПСС. Во-первых, чрезмерный для обычной, не верхушечной партии диапазон взглядов у тех, кто вообще имеет собственную точку зрения (а таких не столь много – это тоже еще одна черта «Единой России»). Так происходило и в КПСС эпохи «развитого социализма»: там были и Егор Лигачев, и Александр Яковлев, и Борис Ельцин, и Геннадий Янаев, и Егор Гайдар. По терминологии Ветхого завета, «каждой твари по паре». Поэтому в период горбачевской перестройки одни коммунисты стремились ее «нАчать», «сформИровать» и «углУбить», а другие, сопартийцы первых, – «держать и не пущать». Далее везде: одни обладатели красных партбилетов обороняют Белый дом в августе 1991-го, другие пытаются штурмовать. Через два года фракции поменялись местами. И т.д. и т.п.

Во-вторых, гарантированное нахождение у власти привлекает сначала в КПСС, а затем в «Единую Россию» несметное число карьеристов. Эта публика слетается как мухи на мед. Да, тут не всё так просто, и в словах «если я вступлю в эту партию, то смогу сделать больше полезного для страны, области, города; а если не вступлю – то меньше или ничего» есть доля правды, хотя много и самооправдания. И среди «единороссов», как и раньше среди членов КПСС, немало достойных, толковых, порядочных людей. Но и сейчас, и тогда система перемалывает частности: поодиночке многие смотрятся прилично, а вместе получается тревожно-грустная картина.    

Есть, правда, и коренное отличие от прошлого. В советское время у избирателей не было выбора кроме КПСС. Сейчас есть. Правда, многие из других партий подобраны и взлелеяны самой «Единой Россией» – специально послабее, покарикатурнее, чтобы не казались серьезной альтернативой. К тому же ЕР чуть что заявляет: «Мы – партия Путина». Так и греется, словно политический нахлебник, в лучах чужой славы…

Устал ли Владимир Путин от назойливости «Единой России»? Очевидно, да: на президентских выборах он не стал выдвигать свою кандидатуру от «Единой России», немало огорчив партийных вельмож. Лесть, поддакивание, безудержный «одобрямс», стремление выехать на авторитете президента тоже имеют предел. И кто бы что ни говорил, но Путин и «Единая Россия» – это, по известному выражению, две большие разницы. 

Сказанное напрямую касается и нашей, Иркутской области. На губернаторских выборах 2015 года глава государства не привечал кандидата от «Единой России» Сергея Ерощенко, предпочитая не вмешиваться в избирательную кампанию. Прохладное, без энтузиазма, отношение президента к просьбе иркутского губернатора назначить досрочные выборы прочитывалось даже внешне, с телеэкрана: «Хотите баллотироваться? Пожалуйста, это ваше дело». Таким был бы президентский ответ представителю любой партии…   

Наверное, главе государства так проще: сказал принять закон – приняли. А в остальном у «Единой России» индульгенция на произвольные выступления. И выступления, надо сказать, впечатляют. Сейчас «Единая Россия» готовится выполнить спецзадание от своего лидера, премьера Дмитрия Медведева: повысить пенсионный возраст для женщин с 55 лет до 63, для мужчин – с 60 до 65. Как будто нет других способов поднять экономику и уровень жизни большинства, как будто не было десятилетия сверхвысоких цен на нефть.

…Вероятно, на скорую руку для Кремля сойдет в качестве опоры и современное переиздание КПСС. Только ведь чем дальше, тем меньше  подходит такая опора – множатся трещины, сыплется штукатурка, того и гляди рухнут несущие конструкции… Но само собой ничего не происходит. Сентябрьские выборы во многих регионах, включая Иркутскую область, где будет избран новый состав регионального парламента – хорошая возможность скорректировать, а то и в корне изменить опору президента.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»          


В лучах чужой славы: «Единая Россия» как политический нахлебник
00:04
708
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...