«Мы — это пряник»: профессиональные коллекторы встретились с прессой в Иркутске

Не так страшен коллектор, как его малюют. По крайней мере, если он — профессионал, а не нелегал из «серой зоны». Таков был общий посыл пресс-конференции, которую 25 июля дали в Иркутске представители СРО НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств) — крупнейшего в России профобъединения участников рынка взыскания, в которое входит около 40 агентств, только одна из них из Иркутской области — «Траст». На встрече со СМИ ее представлял замдиректора Павел Никитин, больше известный широкой публике как бывший министр спорта региона. Вместе с ним выступили члены совета СРО НАПКА — директор компании НСВ-ПКБ Павел Михмель и гендиректор АБК Дмитрий Теплицкий.

Фото Елены Пьяновой / ИА «Альтаир»

На работающих легально профессионалов и представителей, как выразились участники пресс-конференции, «серой зоны» коллекторов четко разделил закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”», подписанный президентом в июле 2016 года и вступивший в силу с 1 января 2017-го. Он сформулировал требования к коллекторским агентствам, их права и обязанности. Надзорным ведомством была определена Федеральная служба судебных приставов, теперь каждый легально работающий коллектор обязан состоять в реестре ФССП. Сейчас реестр включает более 200 компаний, из них в Иркутской области зарегистрированы три.

— Три агентства зарегистрированы в Иркутской области, но нужно понимать, что работать на территории региона могут компании, зарегистрированные в любом субъекте Российской Федерации, — пояснил Павел Михмель. — У многих крупных агентств, кстати, call-центры находятся не в Москве, а в регионах. Звонить могут вообще откуда угодно.

СРО НАПКА в этой системе — что-то вроде элитного клуба. Отбор, говорят они, построже, чем у ФССП. Например, в ассоциацию не примут фирму, если в ее названии есть слова, которые могу напугать должника, или если представители агентства позволяют себе обращаться к должнику на «ты». От злодеев, которые изводят должников, угрожают им, а то и вовсе прибегают к физическому насилию, члены НАПКА себя старательно отграничивают. «Наша цель — помочь должнику», «Коллекторское агентство должно быть мостиком между кредитором и должником» и так далее. Объясняют: герои жутких новостей о травле за долги из той самой «серой зоны».

— Взыскатели «серой зоны» — это наш бич, с которым надо бороться. К сожалению, пока есть заказчики на такой вид услуг, есть и коллекторы, которые будут их предоставлять. Незаконные кредиторы, ростовщики и дальше будут заказывать «кошмарить» должника, — посетовал Михмель.

Нелегальных коллекторских агентств в России, увы, больше, чем легальных. До вступления в силу закона № 230-ФЗ работали примерно 700–800 компаний, потом некоторые ушли с рынка взысканий совсем, 200 вошли в реестр. Сейчас, по оценкам экспертов НАПКА, в «серой зоне» в России работают порядка 500 агентств. Правда, по словам Дмитрия Теплицкого, в большинстве случаев это не крупные компании, а два-три человека, обрабатывающие не больше 20 заказов. Другое дело, как они с этими заказами работают. Около ста из нелицензированных коллекторских агентств «сильно жестят». Банки с такими, как заверили представители НАПКА, не работают, а вот ростовщики и микрофинансовые организации (МФО) не брезгуют. Бывает, что и сами МФО борются с должниками жестокими методами.

— Один случай — в ребенка полетел коктейль Молотова. Это стало катализатором принятия закона, — отметил Теплицкий.

Отбеливание рынка — работа МВД и ФССП, считают в НАПКА (но выражают готовность всячески содействовать). Причем касается это и лицензированных фирм. Так, жалобы в отношении легальных компаний, могут стать основанием их исключения из реестра ФССП. Теплицкий рассказал, что в 2017 году из реестра исключили лидера по числу жалоб — агентство «Константа». Сейчас больше всего сообщений поступает о нарушениях со стороны коллекторов агентств «Кавказ», «Стрела», «Гарант» и «РусИнфо».

Что касается объема работ легальных коллекторских агентств, по данным на 1 июня, просроченная задолженность в России составляет 1,5 трлн рублей, средний размер долга — 120 тысяч. Среднестатистическому российскому должнику 37 лет, в 55 процентах случаев это мужчина, чаще со средним или средним специальным образованием.

В Сибирском федеральном округе рынок розничного кредитования растет. По подсчетам аналитиков НАПКА, за пять месяцев 2018-го объем розничного кредитного портфеля в СФО достиг 1,705 трлн, что на 14 процентов больше прошлогоднего показателя. При этом просрочка снижается (за год — на 15 процентов) все всех сегментах, кроме ипотеки (10-процентный рост). В Иркутской области, по словам Павла Никитина, по сравнению с аналогичным периодом 2017-го просрочка снизилась на 13 процентов — до 35,5 млрд. Из крупных городов исключением стал только Братск, где просроченная задолженность выросла на 19 процентов. Для сравнения: в Иркутске и Ангарске она сократилась на 3 и 19 процентов соответственно.

— Уровень просроченной задолженности по отношению к закредитованности в Иркутской области такой же, как везде, — сообщил Павел Никитин. — Но когда мы сравнивали закредитованность, именно среднюю сумму долга на жителя, Иркутская область второе или третье место занимает. То есть наши жители активно пользуются кредитными продуктами, но при этом находятся в рамках среднестатистического невозврата.

Однако по прогнозам, через пару лет средняя сумма задолженности жителей Прибайкалья может увеличиться. Причина — все тот же рост рынка розничного кредитования, в нашем регионе составивший 12 процентов. Наибольшие темпы роста — у кредитных карт и ипотеки. С будущими должниками члены НАПКА обещают работать все также деликатно, ни в чем не походя на коллег из «серой зоны», быть для них «финансовыми консультантами, которые помогают выйти из сложной ситуации».

— То есть вы хорошие? — в последний, контрольный раз уточнила одна из журналисток в самом конце пресс-конференции, когда все уже начали расходиться.

— Мы вам об этом весь день и говорим, — отметил Павел Михмель. — Мы — это пряник. До определенной поры. Помогаем с отсрочками, составлением графиков выплат. Но если не платишь, там уже приставы, суды — заработала машина. Ну, то есть кнут.

«Мы — это пряник»: профессиональные коллекторы встретились с прессой в Иркутске
«Мы — это пряник»: профессиональные коллекторы встретились с прессой в Иркутске 0
14:20
457
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...