Самодержавие с айфоном: о некоторых особенностях мировоззрения Дмитрия Пескова

В череде комментариев столетия гибели Николая II (печальная дата приходится на 17 июля) опять, как и по многим из крупных исторических событий, включая столетие Октябрьской революции, не прозвучала точка зрения Кремля. Промолчал и сам глава государства, и даже его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Хотя…

Два года назад Песков все же высказался о последнем российском императоре и тогдашней эпохе. Да еще как! «Мы хотим восстановить Россию времен Николая II, это наш идеал». Более того, пресс-секретарь президента надеется, что «к 2035 году Россия будет напоминать Россию конца XIX века».        

А вот и обоснование: «Это одно из самых прекрасных времен, со всякими большими социальными катаклизмами, сложностями и всем остальным, но это время, когда уже, что называется, крепостное право отменилось, когда у нас золотой век литературы, когда стремительно растущая экономика, когда рубль сильный, когда мы конкурентоспособны в мире, когда у нас сильная наука, когда есть чем гордиться. Это действительно хороший образ».


Дмитрий Песков с духовным аппетитом рассуждает о предстоящей цифровизации экономики, разного рода гаджетах и «наворотах». И ни звука о политической конкуренции, сдержках и противовесах, равноправии и самостоятельности ветвей власти, ее регулярной сменяемости. Фото kremlinrus.ru

Признавшись в любви к самодержавию, Дмитрий Сергеевич тут же переходит к ультрасовременным задачам, которые сегодня, по его мнению, стоят перед властью и страной. Пресс-секретарь много и прочувственно, с духовным аппетитом, рассуждает о предстоящей диджитализации, цифровизации экономики, разного рода гаджетах и «наворотах». И ни звука о политической конкуренции, сдержках и противовесах, равноправии и самостоятельности ветвей власти, ее регулярной сменяемости и прочих институтах демократии. Что ж, любопытно вдвойне, тем более что мировоззрение пресс-секретаря едва ли может быть принципиально иным, чем у его шефа.

Обратимся к нюансам и деталям, тем более что, по известной поговорке, именно в них сидит дьявол. Во-первых, Пескову нравится не просто эпоха Николая II, а именно ее ранняя, начальная часть – конец XIX века. И это едва ли случайность, ведь тогда еще не было войны с Японией, после которой Россия потеряла южную часть Сахалина. Не случилось еще и революции 1905 года, после которой император согласился на мизерное, но все же ограничение своей власти: была создана Государственная дума, значительно свободнее стала пресса. Однако «цифровизатору» Пескову явно по душе именно время, когда император не был связан никакими ограничениями, даже слабенькой Госдумой.

Кстати, о границах. На пороге прошлого века в состав России входили в том числе Прибалтика, Финляндия и значительная часть Польши вместе с Варшавой, не говоря уже обо всей Украине, Белоруссии, Бессарабии (Молдавии), Закавказье, Казахстане и Средней Азии. Так что… Правда, если копировать ту эпоху, то сейчас бы пришлось расстаться с Калининградской областью (тогда Восточная Пруссия) и Курилами, но, возможно, на этот случай действует другое правило: «Что сейчас наше – то наше, а вот о вашем мы поговорим».

Следующее наблюдение. Рассуждая о «прекрасном времени», Дмитрий Песков, похоже, перепутал «высший свет», так называемую элиту, богатых или хотя бы зажиточных людей со всем населением страны. Между тем для эпохи самодержавия характерны огромные контрасты, «социальные пропасти», когда «золотой век литературы, сильная наука и сильный рубль» были достоянием едва ли десятой части населения, а среди большинства царила безграмотность, нужда, страшные болезни. Именно этот разлом, который Николай II не смог не то чтобы предотвратить, но даже понять, осознать, привел в конечном счете к огромным трагедиям и потрясениям.

Получается, Песков  надеется, что к 2035 году нынешняя Россия вернется к тогдашнему состоянию? Или он имеет в виду, что вернется частично, в некотором роде, а не целиком? Но тогда это надо пояснять, ведь получается крайне двусмысленно и неаккуратно.  

А что до цифровизации… Что ж, техническим прогрессом увлечены многие из авторитарных и даже тоталитарных (ничем не ограниченных) правителей. Правда, внимательно следя, чтобы модернизация не касалась общественных отношений. Примеров из истории – хоть отбавляй, включая самые крайние, радикальные. Вероятно (хотя и не гарантировано), что до крайних форм у нас не дойдет. Да и смешанная, «гибридная» эпоха может продолжаться долго. И все же когда-то выбор неизбежен: или самодержавие, или айфон.

Пронин Юрий для ИА «Альтаир»                     


Самодержавие с айфоном: о некоторых особенностях мировоззрения Дмитрия Пескова
00:04
630
Альтаир
брмбрмбрм
09:18
Людям надевают на уши лапшу.Поэтому независимая пресса не воспринимает Пескова всерьез. Он вынужден выступать в качестве прессмейкера, а не пресссекретаря, причем, до такого уровня передергивания и опошления информации не доходили даже советские СМИ.

Конкретные примеры: Во время саммита в Финляндии Дональд Трамп предложил Путину политическое убежище в Вашингтоне. Это понятно и с точки зрения харизмы американского президента и с точки зрения здравого смысла. Самый мягкий вариант развития событий для Путина это повторение политической судьбы Горбачева. В то же время, США остается единственной страной, готовой принять Путина.

Трамп назвал конкретные сроки, в которые предлагается уложиться; отверг просьбу Владимира Владимировича о проведении референдума в регионах Юго-Востока Украины; недвусмысленно дал понять, что дальнейшее развитие отношений с Россией будет строится на основе буферизации против китайской экспансии…

Все это довольно важно для всех, кто связан с Россией, является определяющим историческим значением саммита в Хельсинки. Но с подачи Пескова итоги саммита не получили никакого освещения, как, впрочем, и все, что связано с политической жизнью страны.
Загрузка...