От диктатуры «Единой России» к настоящему парламенту: Прибайкалье во главе процесса


Итоги выборов в Законодательное собрание Иркутской области примечательны, по меньшей мере, в двух отношениях. Во-первых, масштабы успеха КПРФ и потерь «Единой России» больше, чем ожидалось. Большинство прогнозов сводилось к тому, что ЕР потеряет квалифицированное большинство (две трети из 45 депутатов), но сохранит большинство обычное – например, 24 депутата. При этом допускалось равенство результатов по партийным спискам, но считалось неизбежным преимущество «Единой России» по числу депутатов, избранных в одномандатных округах. Но то, что будет ничья (9:9) по числу таких депутатов, а ЕР не получит даже простого большинства в ЗС, посчитали бы фантастикой.  

При этом следует отметить «звездный» состав нового созыва регионального парламента: экс-мэр Иркутска Виктор Кондрашов, трижды первый заместитель губернатора Александр Битаров, выигравший седьмые (!) по счету выборы областного уровня Антон Романов… Избрание Кондрашова, одолевшего вице-спикера ЗС Андрея Лабыгина, причем в «лабыгинском» округе, пожалуй, первенствует в номинации «накал борьбы». Однако наиболее сенсационными были разгромные победы Светланы Петрук над Виталием Шубой, а Дениса Шершнева над Геннадием Нестеровичем. Проведя очень затратные кампании, проиграли единороссы Александр Ханхалаев, Сергей Шарков, Сергей Коноплев, Руслан Ким, Владислав Буханов.

Совсем немного не хватило для прохождения в парламент списку кандидатов партии «Гражданская платформа». Очевидно, часть ее сторонников все же поддержали коммунистов, считая, что у КПРФ больше шансов стать главным противовесом «Единой России».

Во-вторых, как и на выборах губернатора в 2015 году, Иркутская область показала свою «особость» на политической карте России. Если Гостелерадио почти 20 лет превозносит идею сильной руки (мол, все успехи России связаны с единовластием и чуть ли не самодержавием), то в Прибайкалье только что сформирован парламент по образу и подобию Западной Европы –без доминирующей партии, с двумя центрами притяжения, с большими возможностями для малых фракций, с простором для всевозможных союзов, комбинаций, политического торга и т.п. Такая практика наиболее укоренилась в Италии и Германии. И, кстати, несмотря на внешнюю хрупкость, вполне эффективна. Другое дело, что устойчивость подобной системы зависит от умения политиков находить компромиссы, действовать не нахрапом, грубо, напролом, а тонко, дипломатично, если хотите – стильно.

Плюсы многоцветного парламента в том, что он лучше учитывает разнообразные интересы. Очевидна и проблема, особенно для России: у нас за 20 лет «суверенной демократии» отвыкли от такой работы, которую и до этого едва освоили. И вот Иркутская область как бы в порядке эксперимента, возвращается к практике настоящего парламента. Очень важно, чтобы эксперимент прошел успешно, и наш опыт распространился на всю Россию.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»             


От диктатуры «Единой России» к настоящему парламенту: Прибайкалье во главе процесса
11:08
495
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...