Выборы думы набрали вес, или кто хочет стать иркутским мэром

Выборы депутатов думы Иркутска, намеченные на сентябрь 2019 года, обещают стать более интересным событием для региональной политики, чем это было ранее. Поскольку возвращение выборов мэра областного центра откровенно волокитят, то и ставки в этой кампании выше. Любой из 35-ти избранных городских депутатов может стать мэром, и борьба за каждый мандат станет ожесточеннее и, что немаловажно, дороже.


Фото Яны Ушаковой / ИА «Альтаир»

«Альтаир» обратился к иркутским экспертам с вопросом: «Какими на ваш взгляд должны быть следующие выборы мэра Иркутска?». Главный редактор газеты «Байкальские вести», кандидат исторических наук, политолог Юрий Пронин высказался за прямое избрание градоначальника столицы Прибайкалья, но отметил, что прекрасно понимает — реалии говорят не в пользу такого развития событий.

— Я считаю, что выборы должны быть прямыми. Думаю, что мои желания разбиваются о действительность, потому что все предпосылки говорят об иной схеме выборов мэра. И в масштабах всей страны действует формальный запрет на прямое избрание глав, по крайней мере, региональных центров. В отношении Иркутска вряд ли будет сделано исключение, так как здесь сильный протестный потенциал. Конечно, многое упирается в персоналии — если бы «Единая Россия» была уверена в победе своего кандидата, то выборы стали бы прямыми. Намного более вероятно, что следующего мэра изберут по старой схеме. Здесь тоже есть свои проблемы — все начинает зависеть от кулуарных движений небольшой группы лиц. Конечно, депутаты думы Иркутска тоже избраны населением, но явка была невысокая, как мы помним, — добавил Юрий Пронин.

Доцент Иркутского государственного университета, кандидат исторических наук, политолог и блогер Сергей Шмидт сразу признался, что высказывает не свою мысль, а вариант выборов мэра, предложенный Анатолием Дубасом. Однако эта модель эксперту кажется идеальной.

— Мне очень импонирует точка зрения, высказанная бывшим мэром Усть-Илимска и экс-депутатом Законодательного собрания Иркутской области Анатолием Дубасом. Идеальный вариант был бы следующим: граждане напрямую выбирают мэра, но ставятся в известность, что если явка будет меньше 50 %, то градоначальника назначает губернатор. Это будет очень сложно согласовать с Конституцией, но проблема решаема. Однако на это было бы интересно посмотреть, потому что тогда все штабы были бы заинтересованы в повышении явки. А как мы знаем, обычные выборы — это борьба повышателей явки с ее понижателями. Такая точка зрения учитывает позиции обеих сторон — тех, кто за выборы, и тех, кто против них, — отметил Сергей Шмидт.

Председатель попечительского совета Байкальского регионального фонда «Наша Сибирь», политолог Максим Зимин предложил отвлечься от вопроса о прямоте выборов мэра, а взглянуть на ретроспективу работы органов местного самоуправления.

— Не так важно — прямыми или «кривыми» будут выборы мэра Иркутска. Гораздо важнее устранить перекос между исполнительной и представительной властью. Когда 131-й закон вступил в силу, то устранил этот перекос совсем незначительно. Предыдущий закон о местном самоуправлении, образца, насколько я помню, 1994 года предполагал некую «супермэрскую» власть, когда мэр был председателем думы и имел двойной голос, притом, что депутатов было всего 15 человек. Новый закон о местном самоуправлении частично устранил перекос — основные вопросы все равно решаются мэрией. В этом корень зла и причина всех пороков. Когда в Иркутске были отменены выборы мэра Иркутска, то депутатский корпус думы на время усилился. Отчасти это придало думе вес. Потом их быстро поставили на место, — заявил Максим Зимин.

Что же касается грядущих выборов в думу Иркутска, то если в законодательстве ничего не поменяется, они будут жестче и дороже, считает Юрий Пронин.

— Если мы говорим о выборах мэра через думу, то действующему мэру, чтобы переизбраться, придется участвовать в кампании по выборам городских депутатов, и вновь избираться мэром из их числа. Те, кто отменял выборы мэра, не продумали: «что будет потом». Неловкая ситуация. Выборы, конечно, компактные, но легитимность мэра выше, когда он избирается напрямую. Да и явка на таких выборах больше. Поскольку мэра мы, скорее всего, будем выбирать через думу, то возрастает вес выборов городских депутатов. Когда их избирали в 2014 году, никто не знал, что из их числа будут выбирать мэра. Сейчас мы знаем об этом, поэтому кампания важнее как для избирателей, так и для кандидатов. На явку это не очень сильно повлияет, а на жесткость конкуренции и затраты кандидатов повлияет гораздо сильнее, — заметил Юрий Пронин.

Сергей Шмидт заявил, что грядущая кампания действительно обещает невиданную Иркутском, почти библейскую масштабность.

— Как политолог, я бы с огромным интересом посмотрел на выборы депутатов думы, которые перетекут в выборы мэра. Если граждане будут знать, что выбирают не просто депутатов, а людей, которые выберут мэра из своего числа, то кампания пройдет совсем иначе, чем прошла в 2014 году. Это абсолютно нетоптаное поле и интереснейший политологический эксперимент. Можно предположить, что различные группы влияния пойдут на выборы командами. Чем больше людей из команды пройдут в думу, тем выше вероятность провести своего человека в мэры. А после выборов опять начнется политический торг, — сказал Сергей Шмидт.

Максим Зимин признал, что прямые выборы с точки зрения общества, наверное, предпочтительнее, но это лишь психологическое восприятие, которое не устранит проблемы.

— Если взглянуть вглубь, то временем оптимального баланса в органах МСУ был период 1990–1993 годов — власть советов без коммунистов. Городом руководил Совет депутатов, который назначал жестко подчиненный исполком. Эта система не предполагала прямых выборов градоначальника, но выборы городских депутатов предполагали большую ответственность, за счет больших полномочий депутатов. Если сейчас менять что-то кардинально, то нужно стремиться к возврату этой системы. Но пока на федеральном уровне у нас царит авторитарная плутократия, именующая себя вертикалью власти, — это невозможно, — резюмировал эксперт.

Как писал «Альтаир», в феврале 2015 года Законодательное собрание Иркутской области второго созыва в режиме спецоперации отменило прямые выборы мэра Иркутска. Уже в марте того же года дума областного центра избрала из числа депутатов нового мэра — Дмитрия Бердникова. В период с 2015 по 2018 год в ЗС поступило пять инициатив, предполагающих возвращение прямых выборов главы областного центра. Три из них внесла политическая партия ПАРНАС, одну — группа депутатов Заксобрания и последнюю (которая сейчас лежит без движения в областном парламенте) — губернатор Сергей Левченко.


Выборы думы набрали вес, или кто хочет стать иркутским мэром
20:04
918
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...