«Многополярный мир»: легко произнести, трудно соблюсти

В последние 10–20 лет политики большинства стран заговорили об окончании эпохи, когда две (СССР и США), а затем одна сверхдержава (США) определяли в общих, но важнейших чертах судьбу всей планеты. На смену двухполярному и однополярному миру пришел многополярный. Так ли уж это хорошо и не являются ли заявления о «многополярности» лишь дымовой завесой для прикрытия все тех же – сверхдержавных – интересов?


Почему многие страны хотят вступить в НАТО и Евросоюз, но не желают вступать в подобные союзы с нашим участием или под нашей эгидой? Фото bzns.media

По первому вопросу (так ли уж хорошо) – пока неясно. Процесс в начальной стадии, а потому пока что похож не едва управляемый хаос. В принципе ничего хорошего, когда командует один или двое, а остальные идут вторым или третьим сортом. Но, с другой стороны, какой-никакой, а порядок, и если в одной-двух сверхдержавах нет крайне агрессивного, непредсказуемого режима, то в мировом масштабе формируется определенная система, в которой есть свои правила и нет крайностей.

Но, пожалуй, актуальнее вопрос насчет искренности намерений. Во всяком случае, похоже, что для руководства нашей страны многополярность – не более (но и не менее) чем тактический прием для возвращении я в сверхдержавный статус. Доказательств тому много. Например, Кремль постоянно критикует Белый дом за диктаторские замашки, сдабривая риторику как раз «многополярными специями». И тут же выясняется, что рекомендуемую нашей стороной повестку переговоров «Путин – Трамп» легко свести к фразе «Давайте вдвоем договоримся о судьбах мира и разделим сферы влияния».

Интересную пищу для размышлений дают споры вокруг расширения блока НАТО. Как только его ряды пополняют (или объявляется о том, что пополнят) новые государства, так Россия решительно «наезжает» на Америку, негодуя, что «мы так не договаривались, расширение угрожает нашей безопасности». Безопасности, может, и угрожает, но зато в ответ России тут же напоминают о суверенном праве каждой страны выбирать себе союзы и союзников: «Если они сами хотят, то мы что – должны не пускать?».

Получается, «каких-нибудь» поляков, эстонцев или грузин не нужно и спрашивать – мол, Россия и США за других решат, где и кому быть. Быть может нам лучше, полезнее, актуальнее для самих себя задаться другим вопросом: почему многие страны хотят вступить в НАТО и Евросоюз, но не желают вступать в подобные союзы с нашим участием или под нашей эгидой? Там что, мёдом намазано? А у нас не намазано? Почему? Наверное, такой разворот темы может быть неприятно-болезненным, но зато самокритично-исцеляющим.  

Кроме того, наши лидеры и крупнейшие СМИ очень часто заявляют, что большие страны (прежде всего, США) науськивают, подталкивают, а то и прямо заставляют «малышей» вести антироссийскую политику. Опять же, наверное, не без этого, но в целом, считать другие («малые») страны этакими неразумными детьми, которых учит уму-разуму «плохой дядя» – значит, быть далеко от искренней веры в многополярность. К слову, мы видим такой подход и к событиям в/на Украине. При всей сложности, многогранности, неоднозначности киевского Майдана–2013/2014, которому в эти дни исполняется пять лет, большинство его участников сделали выбор самостоятельно, без всяких там американцев, ЦРУ или Ми-6. Иная точка зрения, имеющая, разумеется, право на существование, очень похожа на лукавство, политическую хитрость или просто непонимание происходящего.     

Вот и выходит, что сказать красивые слова о многополярности куда проще, чем придерживаться многополярности на практике. Впрочем, конечно, если разговоры о многополярном мире вообще искренни, а не подобны чемодану с двойным дном.

Другое дело, что появились дополнительные и во многом независимые от США и России элементы, составные части многополярного мира. Это не только множество относительно небольших государств, но и – точнее, прежде всего – такие гиганты как Индия и, особенно, Китай. Может быть, Поднебесная скоро сама станет сверхдержавой, но уже сейчас Пекин в состоянии помешать Америке и России договориться «о судьбах мира» за спиной других народов.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»                       


«Многополярный мир»: легко произнести, трудно соблюсти
07:54
377
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...