Виктор Бронштейн: Иркутску нужен Колчак, но не Похабов

Известный иркутский предприниматель, меценат, поэт, писатель, почетный гражданин Иркутска Виктор Бронштейн рассказал об отношении к именам исторических деятелей в названиях объектов областного центра.


Виктор Бронштейн. Фото Яны Ушаковой / ИА «Альтаир»

— Мы настолько привыкли лицемерить, что делаем это сегодня, не задумываясь. Например, дружным хором выступаем за переименование улиц, особенно тех из них, которые носят имена террористов типа французского бандита Марата, наших Халтурина, Перовской и прочих, которые тянут нас в кровавое прошлое. Но, как всегда, на культурно-духовные начинания у нас якобы нет средств, ведь надо менять таблички на домах, связываться с паспортами и т.д.

Но если бы дело было только в этом, то мы стремились бы выветривать затхлый воздух «гадких» имен, вводя в широкий оборот новые ласкающие слух и душу наименования, тем более что сделать это можно практически без затрат. Для этого достаточно откликнуться на всероссийскую акцию по переименованию аэропортов, и их новые имена скоро постучатся в каждый дом. Подобно аэропорту, сиротливо безымянным остается у нас и гордость Иркутска — государственный университет, отпраздновавший недавно свое столетие, а несколько лет назад сбросивший позорное наименование «имени Жданова». Сегодня множество неименованных зданий ИГУ, разбросанных по всему городу, могли бы благоприятно повлиять на гнетущую топонимическую атмосферу, в которой нормальные люди задыхаются от смрадного карнавала кровавых имен.

Общеизвестно, что без имени не живут ни дети, ни корабли, ни самолеты, ни районы города, а во многих странах — даже и отдельные дома. Почему же, спрашивается, аэропорт, университет, а главное люди, у которых еще жива душа, должны бесконечно долго ожидать «крещения исполинов»!

Чтобы как-то оживить дискуссию на данную тему и получить альтернативные предложения к 100-летию университета, я выступил с инициативой присвоить вузу имя великого исследователя Арктики, молодого адмирала и недолгого Верховного правителя России Александра Колчака, сыгравшего большую роль в основании университета. Сторонников этой идеи оказалось больше, чем противников. Но до согласия, как я и ожидал, пока далеко! Неожиданным для меня стал консерватизм, казалось бы, передовой, университетской молодежи и не только ее. Отвергая имя Колчака, практически никто не выступал с альтернативными предложениями!

Единственная топонимическая новость последнего времени — это очень, мягко говоря, странное предложение уважаемого руководителя замечательного театра, ветерана депутатской деятельности Михаила Корнева о присвоении имени Якова Похабова одной из улиц города. Но, по-моему, даже табличка на памятнике, появившаяся через год после его установки, — деяние на «грани фола». Скульптору, очевидно, был заказан памятник первопроходцам Сибири, и большой вопрос — согласился бы академик Михаил Переяславец работать над монументом атамана, чья фамилия запятнана несмываемой кровью жертв из числа местного населения от рук если даже не самого Якова, то предполагаемого родственника — Ивана Похабова (исследования академика Окладникова). Хотя некоторые исследователи утверждают, что это и вовсе было одно лицо, грамотно запутавшее исторический след. Но вернемся к хорошему!

Под Александром Великим я понимаю собирательный образ уже увековеченных в бронзе и устоявшихся в общественном сознании иркутян, монументов, а именно строителя Транссибирской магистрали Александра III, драматурга Александра Вампилова и исследователя Арктики, адмирала, рыцаря белого движения Александра Колчака. На мой взгляд, к каждому из названных героев в отдельности титул Великий вполне подходит, а уж ко всем вместе — тем более.

Итак, предлагаю обсудить название — иркутский аэропорт имени Александра Великого. Звучание этого гордого имени, которое носили самые выдающиеся люди Отечества: Александр Невский, Александр Суворов, Александр Пушкин, Александр Блок, Александр Солженицын, три государя, да и главный полководец древних времен Александр Македонский, может стать живительным ветром перемен в культурно-духовной сфере нашего многострадального края.

Не опорочено за 100 лет это нередкое имя и никем из правителей постреволюционной России. В то же время почти за 100 предниколаевских лет (Николая II) царствовало целых три Александра, наращивая могущество России! Не случайно в 20-х годах прошлого века религиозный философ Павел Флоренский в трактате об именах писал: «Имя Александр — типическое для великих людей, наиболее им свойственно!».

Обращаюсь ко всем, кому дороги еще теплящиеся культурные традиции нашего края, и, в первую очередь, к совету директоров аэропорта и его председателю Александру Пасюку, к ректору Иркутскому государственного университета академику Игорю Бычкову, который, к слову говоря, недавно без лишней помпы сделал весомый материальный вклад в установку замечательного памятного знака с бюстом первого ректора ИГУ, а также к председателю городской комиссии по топонимике, профессору ИГУ Александру Гимельштейну, к администрации всех уровней с просьбой возобновить дискуссию по присвоению достойнейших имен аэропорту и государственному университету!


Виктор Бронштейн: Иркутску нужен Колчак, но не Похабов
16:56
584
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...