Афганский урок: не менять оценку, а уравнять ветеранов всех войн

30-летие завершения похода Советской Армии в Афганистан сопровождается попытками на официальном, государственном уровне пересмотреть политическую характеристику тех событий. Между тем очевидно, что позитивная оценка действий советского и постсоветского руководства нашей страны на войне не вызывает больших споров только в отношении Великой Отечественной. И то с оговорками, нюансами, но все же второстепенными. Остальные же битвы за политическую оценку не вполне уместны, так как по своей природе конъюнктурны, во многом ориентированы на потребу нынешнего дня. Коли так, то пусть существуют разные точки зрения, а время расставит всё и всех по своим местам.       

А вот что к месту, так это оценка государственной социальной помощи своим воинам – солдатам и офицерам, выполнявшим приказы в боевых условиях. Вот здесь в обществе (за редким исключением) существует единое мнение и по ветеранам Великой Отечественной войны, и по «афганцам», и по «чеченцам», и по «сирийцам». Как бы ни относиться к войне в Афганистане и участию в ней нашей страны, ветераны-«афганцы», достойно выполнявшие поставленные задачи, заслуживают не критики и, тем более, не забвения, а уважения и участия в их судьбе.

Такая работа куда труднее, будничнее, не такая броская, чем повторное громыхание об «интернациональной помощи» и «противостоянию западным козням». Но куда как нужнее официальных ревизий-пересмотров истории. К тому же обращение к опыту ненавистных супостатов дает обильную пищу для тревожных размышлений.

Так, в Америке существует целое Министерство по делам ветеранов, причем по штату сотрудников и по бюджету это одно из крупнейших федеральных ведомств. Расходы на социальную поддержку ветеранов вооруженных конфликтов составили в США в 2017 году, в пересчете на российскую валюту, свыше 12 триллионов рублей. Это более двух третей всего бюджета Российской Федерации 2019 года. Примерно 60 процентов колоссальной суммы составляют разнообразные выплаты и льготы (включая те, что получают семьи погибших), а остальные 40 процентов – полная компенсация лечения и восстановления в любом объеме в частных и специализированных (ветеранских) клиниках.


За океаном и в большинстве стран Западной Европы меньше помпезных мероприятий, но больше реальной помощи тем, кто рисковал своей жизнью во имя государственных интересов. Фото lockerdome.ru

Помощь ветеранам составляет примерно 5 процентов расходной части федерального бюджета США и 1 процент валового национального продукта (ВВП). Да, Америка намного богаче России в финансовом отношении, но и проценты (доля) всей суммы на помощь ветеранам в бюджете страны намного, в разы, больше, чем у нас. Иными словами, за океаном (как и в большинстве стран Западной Европы) куда меньше помпезных мероприятий и громогласных заявлений, но куда больше дела, больше реальной помощи тем, кто рисковал своей жизнью во имя государственных интересов. И это не считая дополнительной (тоже немалой) помощи ветеранам из негосударственных источников. 

Кстати, среди американских ветеранов участники Второй мировой войны не выделяются по статусу. Там льготы одинаковы для ветеранов всех войн, вне зависимости от степени их «правильности». Хоть Корея, хоть Вьетнам, хоть Ирак, хоть опять Афганистан. Приказ был? Был. Рисковали и там, и там? Да. Гибель, ранения, подорванное здоровье? Везде. Поэтому нет и различий. Для государства не должно быть заявлений типа «Я вас туда не посылал, и пусть помогают те, кто посылал». Такое отношение – это неуважение не только к ветеранам, но и к своей стране, ее истории. К самим себе, наконец.

Отсюда логичный вывод, точнее настоятельная необходимость: официально, по закону, уравнять права, статус, объем социальной поддержки для ветеранов всех войн – граждан Российской Федерации, и членов их семей. Да, у каждой войны своя история, свой масштаб, своя боль. Вот только несправедливо и дальше делить ветеранов на категории и сорта – они не заслужили такого отношения к себе.

…Возможно, дело к этому идет. Хорошо бы. Вот только время… Мы долго тянули с увеличением льгот для участников, инвалидов Великой Отечественной. Их становилось меньше, а помощь постепенно росла… Возникает чувство, что где-то в глубине Минфина или еще какой госорганизации бытует примерно такое мнение (разумеется, без огласки): «Да, конечно, но что-то вас, ребята, еще многовато, денег не напасешься. Вот годков через надцать, когда станет поменьше, тогда и вернемся к разговору». И ведь тогда, через надцать лет, государевы люди будут сокрушенно причитать: «Ой, да как бы успеть. Ой, да сколько не успели. Ой, да память бесценна, и надо помочь хотя бы тем, кто остался…».

Память действительно бесценна. Не стояли за ценой и защитники Отечества на ближних и дальних рубежах. Поэтому торг неуместен, ветеранов всех войн, военнослужащих – участников боевых действий по приказу командования и государственного руководства СССР и России, следует уравнять в правах. И не затягивать такое решение.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»       


Афганский урок: не менять оценку, а уравнять ветеранов всех войн
00:20
349
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...