Полвека назад недалеко от Братска произошла авиакатастрофа, в которой выжил один человек. Мы нашли его

В високосный 1968 год – 29 февраля самолёт  Ил-18* – один из первых советских турбовинтовых дальнемагистральных лайнеров, выполнял рейс №15 из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Тогда самолёты из Москвы на дальние расстояния за Урал летали с одной или несколькими посадками.   

На промежуточной посадке рейса №15 в Красноярске произошла смена экипажа. Ночью в 22:03 Ил-18 вылетел из Красноярского аэропорта и после набора высоты поднялся на высоту  8000 метров. Всего на борту находились 75 пассажиров: 64 взрослых и 11 детей. Так описывают ситуацию официальные источники.

Фото: forum.simrussia.com

Через полчаса экипаж перешёл на связь с диспетчером Братского аэропорта, а тот сообщил местоположение самолёта относительно аэропорта — удаление 234 километра, азимут 270° (западнее). Экипаж доложил о том, что полёт проходит на высоте 8 километров со скоростью 780 км/ч, а ожидаемое время прохождения Братска в 23:06.

— Я служил на Камчатке срочную службу. В этом самолёте возвращался из отпуска в Красноярске. Я помню только, как загорелось табло «Пристегните ремни» и самолёт резко пошел вниз – людей швырнуло к потолку, потом нас кинуло вбок и больше я ничего не помню, — рассказывает Василий Андриенко – единственный выживший пассажир.

Следствие потом установило, что в ходе полёта перед экипажем неожиданно возникла некая проблема, которая потребовала перевести Ил-18 в быстрое снижение. Через три минуты эта ситуация развилась до аварийной. Экипаж начал пытаться связаться с диспетчером, но из-за рельефа и значительного удаления от Братска, сделать это было сложно. Только через пять минут от начала аварии диспетчер в Братске услышал в эфире что-то неразборчивое. Позже сообщение удалось расшифровать, экипаж сообщил: «Летим, горим», а затем «Полетели винты».

Самолёт продолжил резкое снижение, на высоте 650 метров перевернулся почти на 180 градусов на скорости 890 километров в час, начал разрушаться, рухнул в тайгу и загорелся.

— Я очнулся в снегу, в тайге. Конечно, когда самолёт упал, в живых остался не только я.  Вокруг меня стонали и умирали люди. Они звали на помощь, но при всём своём желании помочь я им ничем не мог. У меня был перелом обеих ног, сломана рука и позвоночник. Через 13 часов к травмам добавились ещё и обморожения. В самолёте было тепло, и в салоне я сидел без верхней одежды. Я не знаю, как мне удалось выжить, если честно. От отчаяния я спалил пачку сигарет. Пытался хоть как-то, хоть чуть чуть согреться, — рассказывает Василий Андриенко.

Самолёт упал в 13 километрах северо-западнее станции Парчум (Чунский район) и в 165 километрах западнее Братска. Обломки самолёта разбросало в полосе длиной более двух с половиной километров.

Так выглядит кабина пилотов Ил-18. Фото с сайта - comp-pro.ru

Следствие не пришло к каким-то бесспорным и однозначным выводам о причине катастрофы. Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации сделал заключение, согласно которому пожар возник в левом крыле ещё в полёте и из-за течи топлива. Была версия, что в процессе вынужденного снижения (вероятно, пилоты пытались таким образом сбить пламя) произошёл отказ в системе регулирования винта, самолёт потерял управление и вошел в крен. Но позже эта гипотеза не нашла точного подтверждения. В официальном заключении комиссии написано, что «непосредственную причину (катастрофы) установить не представляется возможным».

Сейчас солдату Василию Андриенко, который единственный выжил в этой катастрофе — 72 года. Он живёт в Ленинградской области в посёлке Будогощь. Василий Иванович на пенсии, он депутат Совета депутатов  Будогощского городского поселения. Мы узнали его адрес от нашей коллеги и братчанки, которая сейчас живёт в Петербурге.

— Я пользуясь случаем, хочу передать слова глубокой благодарности жителям Чуны, — сказал Василий Иванович. Они первыми пришли на помощь, дошли до самолёта в тайге. Целый месяц я с тяжелейшими травмами лежал в местной больнице Чуны, потому что был нетранспортабелен.  А потом полгода больниц и госпиталей, где были врачи с золотыми руками. Я хочу сказать жителям Чуны спасибо за внимание и заботу.  Я после того, как отлежал в госпитале, тогда ещё в шестидесятых, приезжал в Чуну, благодарил людей, но вы сейчас мне позвонили и я по прошествии 50 лет хочу сказать слова благодарности ещё раз. А ещё сказать, что все их труды по моему спасению были, так сказать, оправданы. Я, несмотря на травмы, восстановился, долгое время работал в органах правопорядка. Был начальником местной милиции. Получил от сельчан звание «почетного гражданина». Сейчас я депутат местного нашего совета депутатов.  Моя супруга – учитель, 40 лет проработала в школе, воспитала сотни человек. У меня выросла дочь – она работает в одном из  вузов Санкт-Петербурга, сын работает на заводе, у меня трое внуков. Я помню и буду помнить всех, кому я обязан жизнью. Большое вам спасибо!

Нам ничего неизвестно о том, в каком виде находятся обломки самолёта в тайге за 13 километров  от станции Парчум. Это фото обломков Ил-18, который разбился в районе Южно-Сахалинска в 1964 году.

*Ил-18 - выпускался серийно с 1958 по 1978. Всего было построено 719 (по другим данным — болee 850) самолётов, в том числе 564 пассажирских (1957—1969). По данным на 19 января 2010 года было потеряно 100 самолётов типа Ил-18, в катастрофах погибло 2352 человека. Всего с 1959 по 1977 год произошло 16 катастроф Ил-18. Пять из них связаны с заходом на посадку в гористой местности в сложных метеоусловиях. Аварийность Ил-18 была довольно высокой из-за проблем с двигателями. Только в период с 1965-71 годы было отмечено 37 случаев внутреннего разрушения двигателей в полете, которые не привели к катастрофам, отмечали техники.

 

 

Полвека назад недалеко от Братска произошла авиакатастрофа, в которой выжил один человек.  Мы нашли его
Источник:
16:38
536
ТК Город
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...