В Приангарье продолжают спорить о границах Прибайкальского нацпарка и поселений

Иркутск, 4.03.2019 (ИА «Телеинформ»), — В Общественной палате Иркутской области 26 февраля обсудили проблему определения и постановки на кадастровый учет границ Прибайкальского нацпарка. Коллективно решено проинформировать о текущей ситуации региональные парламент и правительство, а также депутатов Госдумы от Приангарья.

Обсуждение наболевшей темы вышло продолжительным и довольно бурным. Жители населенных пунктов в черте нацпарка не желали к нему относиться – на особо охраняемых природных территориях запрещена хозяйственная деятельность. Природоохранная прокуратура, между тем, настаивала, что такие желания противоречат законодательству.

Заместитель председателя Ассоциации предпринимателей турбизнеса Ольхонского района Ирина Дорофеева напомнила, что изначально в 1986 году, когда был образован нацпарк, в него вошли земли двух видов – переданные из лесхозов и введенные в границы – агропромышленные территории колхозов. Позднее приусадебные участки в населенных пунктах Прибайкалья, по словам Ирины Дорофеевой, нарезались как раз из этих колхозных земель, и в собственность жители приобретали как раз участки из этих земель.

Ее поддержала депутат Хужирского муниципального образования Анна Ольховикова, заявившая, что «нацпарк пришел на территории, где уже были населенные пункты». Она предложила выделить эти земли из границ Прибайкальского национального парка «во имя сохранения прав жителей и исполнения Конституции РФ».

– Мы требуем привести нормативно-правовые акты об озере Байкал в соответствие друг с другом, создать нормативную базу, с помощью которой местные жители смогут заниматься хозяйственной деятельностью, и дать возможность жителям острова Ольхон распоряжаться собственностью, – заявила Анна Ольховикова.

Глава Еланцынского МО Сергей Белеев тоже высказался за референдумы и общественные обсуждения, через которые по Конституции РФ нужно «решать такие вопросы».

– Сейчас жители населенных пунктов, расположенных в черте нацпарка, не могут реализовать свои права. Молодые и многодетные семьи, инвалиды не могут зарегистрировать право собственности, – сказал он.

Депутат Заксобрания Иркутской области Роман Габов, со своей стороны, подчеркнул, что вопрос сейчас остается на контроле парламентариев, планируется вынести его «на самый верхний уровень»:

– Наши областные полномочия, к сожалению, не могут решить те проблемы и противоречия, которые связаны с юридическими моментами при передаче земель в Прибайкальский нацпарк, – отметил он. – Сегодня нам необходимо изменение федерального законодательства. Эта работа ведется со стороны Госдумы с привлечением научного сообщества Иркутской области.

Как отметил представитель Минимущества Иркутской области, решения о границах и сроках постановки на кадастровый учет относительно обсуждаемых территорий принимает исключительно региональное Минлеса. Со своей стороны, впрочем, Минимущества тоже поддерживает концепцию того, чтобы границы нацпарка не затрагивали границы поселений. В этом с коллегами согласился и представитель министерства лесного комплекса региона.

Представитель «Заповедного Прибайкалья» Николай Резников сообщил, что в настоящее время карта Байкальской природной территории легитимна:

– В течение последних двух лет, с 2017 года по настоящий момент, мы разработали два варианта дорожной карты утверждения границ нацпарка – с учетом ранее проведенных исследований и с учетом позиции Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Все документы мы направили губернатору. Только нам неизвестно, какой из двух вариантов он одобрил, – пояснил он.

Со своей стороны замначальника отдела дел по надзору за исполнением законов об охране природы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Юлия Коненкова заявила, что сейчас идет небольшое непонимание того, что происходит: границы нацпарка в настоящее время никто не устанавливает, они установлены в 1986 году, в 1989-м – описаны.

– На сегодняшний день речь идет только об одном: о постановке этих границ на государственный кадастровый учет. Их описание было дано много лет назад, никаких изменений в их местоположение с тех пор не вносилось. На сегодняшний день федеральное законодательство не допускает изъятие земель из состава национальных парках. Решение о границах принимает даже не региональное Минприроды, а правительство Российской Федерации, причем речь идет только о создании национальных парков или о расширении их границ, – рассказала Юлия Коненкова.

Именно поэтому, пояснила она, природоохранная прокуратура забраковала первый вариант дорожной карты от «Заповедного Прибайкалья», сделанный с учетом законодательства 1980-х годов, – он как раз подразумевал изъятие земель, что сейчас незаконно.

– Есть еще одно непонимание: речь идет, в том числе, о введении в заблуждение местного населения. Интересы поселений, что они входят в границы нацпарка, ущемляются сейчас, потому что в ЕГРН нет сведений об их границах. А это усложняет процесс функционального зонирования этой территории – разделения ее на участки, где запрещена любая деятельность (заповедные) и иная, – сказала представитель Байкальской природоохранной прокуратуры.

Как она отметила, в законодательстве прописано, что в границах нацпарка могут находиться населенные пункты, Иркутская область и Прибайкальский нацпарк – не единственная такая территория. В отношении таких земель устанавливается зона хозяйственной деятельности, где разрешены все те ее виды, которые не наносят урона природной среде и необходимы для обеспечения функционирования населенного пункта.

– Однако вопрос стоит в другом – в распоряжении земельными ресурсами. Да, он острый. Тех собственников, чьи права возникли законно, никто не трогает, изымают те земли, которые по документам были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, а по факту там выросла турбаза, – сказала Юлия Коненкова.

Она напомнила, что по искам прокуратуры ни одного индивидуального жилого дома не снесено, и подчеркнула, что речь при этом идет не столько о границах нацпарка, установленных постановлением №71 СовМина РСФСР 1986 года, сколько о постановлении №647 от 30 августа 2001 года «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». В соответствии с ним суды и выносят решения о запрете любой деятельности, включая индивидуальное жилое строительство.

– Сейчас, насколько я знаю, ИГУ как раз разрабатывает изменения в законодательство об охране озера Байкал, где, в том числе, будут учтены потребности населения, – пояснила она.

Судебный эксперт, помощник депутата Госдумы Николая Николаева Юлия Саенко поддержала представителя прокуратуры, заявив, что проблема Байкальской природной территории, лесной амнистии и другие имеют общий корень. По ее словам, для того чтобы совместить все документы ранее учтенных земельных участков, необходимо провести комплексные кадастровые работы. Все данные необходимо сопоставить между собой, а потом вынести на общественное обсуждение.

– Я считаю, что способ установления границ посредством принятия судебных решений, когда мы видим только одну сторону, недостаточно эффективен, потому что потом много идет и отмен решений, и вскрывшихся фактов, – пояснила она.

По итогам обсуждений было решено сформировать от имени Общественной палаты Иркутской области запрос в правительство региона о подаче заявки на субсидировании проведения комплексных кадастровых работ на Байкальской природной территории. Аналогичные запросы предложено направить в Законодательное собрание Иркутской области и депутатам Госдумы, представляющим регион.

ТЕПЕРЬ: новости иркутского рынка недвижимости в Telegram

17:10
1104
Телеинформ
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...