Проданный Байкал: аферисты под крышей иркутского губернатора?

Прошло полмесяца с момента публикации статьи «Иркутская криминальная история: продаем Байкал. Недорого», в которой мы подробно рассмотрели проблемы строящегося компанией «АкваСиб» в поселке Култук завода по бутилированию и продаже байкальской воды в Китай.

Мнения разделились

За это время выяснилось много нового. В частности, в прессе и блогосфере была поднята настоящая кампания по оправданию завода. Все «защитники Байкала» почему-то сконцентрировались только на объемах предполагаемого вывоза воды и, сравнивая их со сбросом реки Ангары, делали глубокомысленный вывод о невероятной экологичности завода.

Между тем владельцы завода, китайская компания «Озеро Байкал», будут получать воду, ценнейший природный ресурс, практически бесплатно, и платить за свою деятельность минимальные налоги. Каким бы не был объем выкачиваемой воды, по сути это — расхищение природных богатств России. Кроме того, завод построен в экологической зоне байкальского побережья с серьезным нарушением норм.

В то же время проснулась и природоохранная прокуратура, которая приехала на завод с проверкой. Ее результаты оказались ожидаемыми: было выявлено грубое нарушение федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления». Помимо этого, компания «АкваСиб» не предоставила на момент проверки разрешение на проведение земляных работ по снятию почвенного покрова для обустройства траншей для размещения водоводов.

Подключился к проблеме и губернатор Иркутской области, который продемонстрировал вопиющую управленческую некомпетентность. 4 марта 2019 года губернатор под давлением общественности дал поручение проверить законность строительства завода в Култуке. Сергею Левченко тут же напомнили, что он лично два года назад, в марте 2017 года, включил завод «АкваСиб» в перечень приоритетных региональных инвестиционных проектов.

Очевидно, что перед включением завода в инвестиционный список, его были обязаны проверить на законность и соблюдение всех норм. В воздухе отчетливо запахло сговором владельцев завода с региональными властями. Версия сговора приобрела особый оттенок после того, как был подсчитан вероятный доход завода. По самым скромным оценкам, его владельцы будут зарабатывать до 15 миллиардов рублей в год. А если они будут продавать байкальскую воду по цене известного французского бренда «Perrier», то доход вырастет втрое.

В скандале вокруг завода отметились и некоторые известные федеральные персоны. Так, стилист Сергей Зайцев вспомнил, что он родился именно в Култуке, и вышел на Красную площадь с плакатиком. Не менее известный блогер Илья Варламов старательно переписал все опубликованные ранее статьи и объединил их в длинный пост, в котором, правда, не сказал ничего нового.

Аферисты на выгуле

За те же полмесяца выяснилось и еще одно интересное обстоятельство.

Как мы уже рассказывали, директор завода Олеся Мульчак и ее муж, гражданин Китая Чжэнь Цзюнь Сунь, в 2013 году проходили по громкому уголовному делу о контрабанде в особо крупных размерах леса в Китай. При этом Олесе Мульчак, гендиректору компании «Сибтрейд», в отношении которой и было возбуждено дело, каким-то образом удалось уйти от следствия. Остальные участники криминальной группировки получили минимальные сроки и вскоре вышли по УДО.

Неоднократно высказывалось предположение, что группировка являлась лишь небольшой частью гигантской ОПГ, занимающейся массовым вывозом леса в Китай. Не исключено, что именно за счет средств группировки попавшиеся правоохранителям контрабандисты и получили свободу в столь короткие сроки.

Однако есть еще один момент в биографии Олеси Мульчак, которую она попыталась тщательно скрыть. Чуть раньше, чем была основана компания «АкваСиб», была создана и компания «Байкал Сан». Ее генеральным директором стала… Олеся Мульчак.

Компания «Байкал Сан» намеревалась строить завод по розливу байкальской воды в поселке Култук с ее последующей продажей в Китай. Точно на том же месте, на котором строится завод «АкваСиб». Компания также попала в список инвестиционных проектов и получила серьезные по тем временам бюджетные средства: 350 миллионов рублей из федерального бюджета и 46 миллионов рублей из регионального бюджета.

Напомним, губернатором Иркутской области в то время был Сергей Ерощенко, владелец Восточно-Сибирского речного пароходства и компании «Истлэнд», занимающейся массовым освоением берегов Байкала. Очевидно, что без протекции в высших эшелонах региональной власти Олеся Мульчак не смогла бы получить столь серьезное бюджетное финансирование.

Завод «Байкал Сан», однако, даже не начинал строиться. Почти полмиллиарда рублей исчезли в неизвестном направлении. В компании быстро сменили и учредителей, и директора, после чего по-тихому обанкротили в 2015 году — с долгом в 100 миллионов рублей. Все данные об участии Олеси Мульчак в компании были старательно удалены из всех реестров. Ответственности за фактически украденные полмиллиарда рублей не понес никто.

Прошло всего два года после банкротства «Байкал Сан» — и та же самая Олеся Мульчак на тот же самом месте начинает строительство точно такого же завода — только уже с заявленной суммой инвестиций в 1,4 миллиарда рублей. Так как завод включен в перечень региональных инвестиционных проектов, то есть все основания полагать, что он тоже получит федеральное и региональное финансирование.

Мы пока оставим в стороне вопрос, почему в марте 2017 года при включении компании «АкваСиб» в региональный список инвестиционных программ никто не проверил мутное прошлое ее гендиректора. Думается, что правоохранительные органы дадут свою оценку происходящему, в том числе в отношении губернатора Сергея Левченко, который проявил как минимум беспечность — а как максимум был в теме и вступил в сговор с аферистами. Вопрос пока в другом.

Большая «крыша» Ерощенко

В то же самое время, когда Олеся Мульчак развлекалась с компанией «Байкал Сан», произошло еще одно интересное событие. Так как с ним было связано несколько громких арбитражных дел, то совсем удалить информацию об этой афёре не удалось, хотя попытки явно предпринимались весьма серьезные.

В июне 2013 года правительство Иркутской области родило распоряжение N 248-рп, которым предусматривалось создание индустриального парка «Байкальский». Площадка номер один индустриального парка должна была размещаться в поселке Култук на трех земельных участках: 38:25:030106:27, 38:25:030106:28 и 38:25:030106:34.

Это как раз те участки, которые занимают Таловские болота. Что именно на этих болотах намеревалось строить правительство Ерощенко, известно. Именно тот самый завод по производству воды «Байкал Сан». Распоряжение достаточно серьезное, подписано самим губернатором и тогдашним министром экономразвития Русланом Кимом, курировал процесс заместитель губернатора Владимир Пашков. Вопросы финансирования решала печально знаменитая «Корпорация развития Иркутской области».

Очевидно, что на создание индустриального парка выделялись серьезные средства, тем более что площадка номер два должна была размещаться на территории Байкальского ЦБК, который уже тогда был главной головной болью регионального правительства.

Достаточно одного взгляда на спутниковую карту, чтобы понять, что к строительству индустриального парка никто даже не приступал. На его территории как было, так и осталось болото. Куда ушли деньги — как всегда, неизвестно. Зато известно другое.

В 2014 году именно фирма «АкваСиб», возглавляемая почему-то не попавшей под следствие по контрабанде леса Олесей Мульчак, была участницей целого ряда процессов в арбитражном суде против ООО «Восточно-Сибирский Агротехнопарк» (ОГРН 1093850013520). Соучредителем и гендиректором «ВС АТП» был некто Владимир Демин, он же соучредитель скандально известной компании по лесозаготовкам «СибЛесКом».

Из материалов дел понятно, что «ВС АТП» должен был построить по заказу компании «АкваСиб» комплекс зданий… как раз на том самом месте, где сейчас строится завод по розливу воды в Китай. И как раз на территории предполагаемого индустриального парка «Байкальский». Сама суть дела достаточно тривиальна — «АкваСиб» заявлял, что подрядчик сорвал сроки строительства, а «ВС АТП» заявил, что заказчик не не исполнил и нарушил сроки по обеспечению строительства: электроэнергией, материалами для производства фундамента, материалами для строительства здания, не подготовил площадку для монтажа фундамента и конструкции здания.

Очевидно, что еще в 2014 году «АкваСиб» планировал строить завод — скорее всего, именно по розливу воды. Ничего криминального в этом, конечно, нет, за исключением той малости, что размещаться он должен был как раз в центре территории предполагаемого индустриального парка.

При взгляде на кадастровую карту нетрудно заметить, что завод «АкваСиб» сейчас располагается именно на участке 38:25:030106:27, частично заняв участок 38:25:030106:13, предназначенный для метеостанции. А государственный кадастр утверждает, что участок 38:25:030106:27 принадлежит ООО «АкваСиб» еще с 2015 года (государственная регистрация права № 38-38/009-38/009/001/2015-2864/4 от 15.05.2015).

Как земля, принадлежащая Иркутской области и предназначенная для создания индустриального парка, перешла в частые руки, и какова роль в этой истории героев тогдашней региональной политики — Сергея Ерощенко, Руслана Кима и Владимира Пашкова — мы обязательно выясним.

Цель — кинуть всех?

В отличие от компании «Байкал Сан», учредителями которой были россияне, учредителем «АкваСиба» является китайская компания «ДАЦИНСКАЯ ВОДНАЯ КОМПАНИЯ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОЗЕРО БАЙКАЛ»», владеющая 99% акций. 1% акций имеет мать Олеси Мульчак, 65-летняя Ольга Мульчак из Усолья-Сибирского. Женщина никогда ранее не занималась коммерцией и, по всей вероятности, является подставным лицом.

Финансовая картина деятельности «АкваСиба» достаточно уникальна. Ее оборотные активы, начиная с даты открытия фирмы в 2012 году, растут и растут, и уже давно превышают 100 миллионов в год. Особых займов и кредитов нет, выручка микроскопическая и, как следствие, микроскопические налоги. Зато очень крупные, по несколько десятков миллионов в год, денежные вклады учредителей.

Переводим с финансового языка на русский. Китайская компания «Озеро Байкал» регулярно вкладывает в завод деньги. Куда они уходят — неизвестно.

Теперь давайте рассуждать логически.

И Олеся Мульчак, и ее китайский муж прекрасно знали, что строительство завода на берегу Байкала вызовет возмущение общественности. Более того — не исключено, что они сами это возмущение и подогревают. Сам завод вызывает массу вопросов — в первую очередь почему его построили в болоте и на самом мелководном участке южного Байкала, совершенно неприспособленном для добычи глубинной воды.

Эти странности, однако, прекрасно объясняются версией, что завод никто и не собирался запускать в эксплуатацию. Получив крупные суммы от китайского учредителя и едва не получив не менее крупные суммы из российского бюджета, руководители компании теперь вполне могут сказать, что завод им не дает построить возмущенная общественность во главе с иркутским губернатором.

Дальнейшие действия Олеси Мульчак и ее мужа оставляют простор для фантазии. Не исключено, что строительство завода будет по-тихому остановлено, все полученные деньги списаны на убытки. Даже если китайская компания попытается поискать правду в российских судах — вряд ли она что-то найдет.

А земля и залитый бетонный фундамент останутся. До следующего доверчивого или наоборот, жадного губернатора.

11:18
2873
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...