Профессиональный выбор России: без производства, без творчества, на стабильно высокой зарплате

И опросы социологов, и данные Росстата показывают важную тенденцию на отечественном рынке труда – около половины (от 46 до 50 процентов) наших граждан работают не по своей специальности. Причины на поверхности: невозможность профильного трудоустройства, причем не вообще, а за достойную (в понимании соискателей) зарплату. В таких условиях государственное планирование потоков трудовых ресурсов, исходя из числа учащихся по тем или иным специальностям, неизбежно приводит к огромным искажениям.

Тут есть два принципиальных выхода. Первый – возврат к советской системе распределения. Она и раньше была так себе: многие правдами и неправдами уклонялись от еще одного «священного долга». А в современном обществе вообще выглядит как доисторический реликт.   

Второй подход – менять приоритеты в социально-экономической да и общественно-политической сфере. Чтобы опять «кто был никем, тот станет всем». А кто сейчас никто? Известное дело: технический персонал фабрик и заводов (бывший «рабочий класс», он же «пролетариат»). Разного рода «ботаники» – ученые, инженеры, учителя, львиная доля врачей. Большинство представителей свободных профессий: художники, артисты, музыканты, дизайнеры, архитекторы. И даже айтишники в своей массе. Практически весь малый и средний бизнес. То есть люди, либо что-то производящие, либо творческие, креативные (бывает и «два в одном флаконе»). Многие из них работают в негосударственном секторе. А остальные – в нижнем слое государственного, вдали от распределения ресурсов. 


На рубеже XX и XXI столетий задача укрепить государственную власть была действительно актуальной. Но, как в любом деле, здесь необходимо чувство меры. Фото gazeta.ru

А кто стал «всем» уже сейчас? Изрядный слой госсектора: сотрудники правоохранительных и силовых структур среднего и высшего звена, хотя многие довольны, находясь и в низшем. Менеджеры госкорпораций и госслужащие. Работники крупных банков, тоже, как правило, с государственным участием. Высокий заработок, полный социальный пакет, причем на стабильной основе. Плюс возможности дополнительного обогащения. Ну, того, что сверх зарплаты.

Разумеется, это не обвинение лично каждого. В профессионально привлекательных структурах много честных, порядочных людей. И способных (в лучшем смысле этого слова) тоже хватает. Но… в профессиях, на которые сейчас высокий спрос в России, все же ничего не производят. Да и места для творчества, креатива, всяких там изобретений, «наворотов», хайтеков немного. Так что с такой структурой спроса и предложения на рынке труда стране крайне затруднительно «рвануть» вперед. Более того, отставание от экономически передовых стран не сокращается, а нарастает. 

Значительная часть молодых людей сориентирована именно так: чтобы не пыльно и с большим доходом. А если еще и (чего уж греха таить!) «капает на карман», то вот он – профессиональный выбор России к началу 20-х годов XXI века. И тут уже не так важно, какой вуз окончил (хотя, конечно, профильный диплом не помешает). Главное – не способность создать новое, а «неформальные» связи для теплого трудоустройства и движения вверх по лестнице должностей и доходов. Вроде логично – давайте не кривить душой: многим ведь такое подойдет, чего уж греха таить. Ну а что из этого получается в масштабах страны – видят все.

Среди множества нюансов, почему так сложилось, отмечу один, но не последний по значимости. На рубеже XX и XXI столетий задача укрепить государственную власть в России была действительно актуальной. Но, как в любом деле, здесь необходимо чувство меры. Это чувство давно потеряно, «вертикаль власти» буквально правит бал, затмевая всё остальное и остальных. Отсюда и приоритеты в речах руководителей страны и  официозных масс-медиа. Знак равенства поставлен между страной и государством, а затем между государством и государственным аппаратом. Отсюда… правильно: работники госаппарата – соль земли, а не жаловать государственное руководство – значит, не жаловать всё государство. Следовательно, по цепочке, не любить страну.

И, как уже сказано, это не просто фон, не просто слова, а определенная линия, подкрепленная обильным финансированием в одних («нужных») местах, и хроническим, постыдным недофинансированием в других. Так сегодня формируется профессиональный выбор, увы, вчерашнего дня.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»          


Профессиональный выбор России: без производства, без творчества, на стабильно высокой зарплате
00:22
404
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...