Стратегия развития Прибайкалья: спор продолжается

Депутаты Законодательного собрания, представители правительства Иркутской области и многочисленные эксперты из разных сфер встретились 19 апреля в зале заседаний регионального парламента, чтобы обсудить стратегию развития региона до 2030 года.

Председатель ЗС Сергей Сокол напомнил, что работу над стратегией начали депутаты второго созыва, а депутаты третьего должны довести документ «до ума». Заместитель председателя правительства области Антон Логашов представил вниманию народных избранников доклад правительства о работе над документом. Он напомнил, что эта деятельность ведется с 2016 года. При этом проект согласовали со всеми федеральными министерствами и получили заключение о полном соответствии федеральному законодательству. В декабре 2018 года в проект внесли (но до сих пор не утвердили в ЗС) поправки, которые приводят стратегию в соответствие с указом президента РФ. В целом корректировка статистической информации изменили текст документа почти наполовину.

В стратегии все рассматривается с точки зрения ключевых преимуществ (богатая сырьевая база, низкие энерготарифы, высокий научный потенциал) и важнейших проблем (миграционный отток, низкая продолжительность жизни, бедность населения). Приоритет правительства – человеческий капитал, его накопление и развитие. Акцент ставится на развитии инфраструктуры и создании условий для жизни. Третье важное напрваление – экономика и управление, то есть рост экономики и повышение эффективности государственных органов. По национальным проектам, коэффициент рождаемости нужно повысить до 1,78, а в Иркутской области в последние годы он был 1,98. Однако по смертности показатель должен быть около 350 на 100 тыс. человек по всей стране, а в Прибайкалье он составляет 650, и лишь после дополнительных переговоров его понизили для региона до 450.

В соответствии с планами крупнейших областных компаний в стратегии выделили девять отраслевых комплексов, причем они согласованы со стратегией развития экономики РФ. На территории области сейчас реализуют более 120 инвестиционных проектов на сумму более 800 млрд рублей. Крупнейшими из них остаются проекты по освоению месторождений нефти и газа, добыче золота (в том числе уникального месторождения Сухой лог с инвестициями 96 млрд рублей и созданием 34 тыс. рабочих мест), строительству алюминиевого завода и анодной фабрики. В лесопромышленном комплексе инвестиции превышают 34 млрд рублей на переработке и более 10 млрд – на добыче сырья. К 2020 году должно начаться возведение еще одного фармацевтического комплекса. В особой экономической зоне «Ворота Байкала» завершается строительство первого комплекса, включенного в федеральный проект въездного туризма.

– Все перечисленные в стратегии проекты окажут влияние не только на экономику и бюджет области, но и на развитие муниципальных образований, где они реализуются, – подчеркнул Антон Логашов.

На период до 2025 года Иркутская область включена в список из 20 регионов, где создадут научно-образовательные центры. В их числе Байкальский центр биомедицинских исследований, центр цифрового мониторинга озера Байкал и другие учреждения. Цель всей этой деятельности – вовлечение молодежи в научную работу, сотрудничество науки и производства, выпуск наукоемкой продукции.

Решение всех поставленных в стратегии задач позволит сократить или даже прекратить отток населения, увеличить валовый региональный продукт на 67 процентов, сократить долю населения за чертой бедности с 20 до 9 процентов. Стратегия, отметил Антон Логашов, показывает вектор: лишь после ее утверждения правительство сможет принять план действий на предстоящий год, скоординировать его с бюджетом и приступить к работе.

– Именно в таких краткосрочных планах будет отражено то, чего так хотят увидеть многие специалисты, выступавшие ранее по теме стратегии – деньги, проекты и так далее, – завершил выступление Антон Логашов.

«Нам тут ничего не нравится»

Депутат Наталья Дикусарова оказалась одним из тех трех депутатов, предлагавших поправки в стратегию. В частности, она просила перенести Чунский район (входящий в ее избирательный округ) из одного экономического района в другой, что и было сделано. Предложение выделить Тайшетский район в отдельную специальную территорию (поскольку в Тайшете планируется построить алюминиевый и анодный заводы), пока не принято. Депутат Виктор Побойкин рассказал, что утверждены и рекомендованы к включению в документ предложения по развитию угольной отрасли, но пока не нашли отражения предложения по развитию добычи магнезита (75 процентов запасов России находятся в Черемховском районе) и талька (95 процентов существующей добычи России на этой же территории).

С замечаниями в адрес проекта выступали почему-то исключительно депутаты, представляющие партию «Единая Россия». Депутат Виталий Перетолчин, например, потребовал изменить «тупиковый характер» Усть-Илимска. Как это можно сделать, если география России такова, что дальше Усть-Илимска крупных населенных городов нет? Депутат Артем Лобков назвал деление на экономические районы «искусственным» и заявил, что с 2016 года в стратегию никаких изменений не внесено. Примкнувший к единороссам депутат Александр Гаськов (фракция «Справедливая Россия») просто заявил, что его лично не устраивает весь раздел по здравоохранению, и эту главу надо полностью переписать, а его соратница Лариса Егорова предложила сделать это с участием депутатов. Выступив, некоторые депутаты тут же покидали зал заседаний, не дожидаясь ни выступлений экспертов, ни комментариев правительства.

Есть вопросы, но нужно уже принимать

Эксперт клуба «Байкальские стратегии» Роман Ищенко назвал работу правительства по стратегии «крайне сложной» и призвал сконцентрировать усилия на нескольких прорывных направлениях. Например, на том самом развитии человеческого капитала. При этом в самом документе Ищенко не нашел даже определение термина «человеческий капитал», а более подробные характеристики стратегии перепоручил другим экспертам. Президент Торгово-промышленной палаты Иркутской области Алексей Соболь заявил, что хочет добавить в вылившуюся «бочку дегтя» несколько ложек меда: члены ТПП, например, внесли в проект стратегии более 200 замечаний, и большинство из них были учтены. В документе правильно описаны роль малого и среднего бизнеса, торговли (хотя отдельной главы или блока про это нет), есть список мер поддержки малого и среднего бизнеса (но его можно запустить раньше и расширить).

Экс-руководитель регионального Госжилнадзора Денис Воронов попросил депутатов срочно принять стратегию, потому что у правительства, по его мнению, есть готовые планы реализации отдельных ее положений, и уже нужно приступать к работе.

Проректор по международной деятельности НИ ИрГТУ Андрей Танаев высоко оценил включение в стратегию главы о фундаментальной науке, но просил ее расширить. Президент объединения работодателей Николай Мельник дал положительную оценку работе, проделанной правительством области: по крайней мере, действующие власти адекватно оценивают ситуацию и на первое место поставили именно тот промышленный комплекс, который дает финансовую базу для дальнейшего развития.

К разумным и обоснованным выступлениям, как та самая «ложка дегтя», подмешались выступления практически лженаучные – «урбанисты» потребовали включить в стратегию разделы про какие-то «точки ввода». Представитель Общественной палаты Иркутска Эдуард Яроцкий при рассмотрении документа области зачем-то заявил, что его коллег не интересуют решения правительства РФ об отмене 200 устаревших законодательных актов.

Ответное выступление Антона Логашова и министра здравоохранения Олега Ярошенко опиралось на общий тезис: стратегия опирается на указ № 204 президента РФ о национальных проектах. Утверждение отдельных проектов в федеральном правительстве проходило летом 2018 года, а глав стратегии – в октябре 2018 года. Иркутская область получит только на здравоохранение не менее 5 млрд рублей, все целевые показатели по конкретным заболеваниям согласованы. Антон Логашов напомнил, что Прибайкалье уже три года развивается по инвестиционному варианту, и это полностью противоречит заявлениям депутатов о том, что «стратегия представляет собой компиляцию существующих документов». Заместитель председателя ЗС Александр Ведерников, подводя итоги мероприятия, назвал стратегию «живым документом» и призвал продолжить работу над ними.

Итоговые рекомендации, представленные участникам слушаний председателем комитета по собственности Николаем Труфановым, сводилась к тому, что в слушаниях приняли участие эксперты, представляющие разные уровни власти и отрасли экономики. Стратегия признана документом, влияющим на самочувствие всех жителей области, но будучи принятой в первом чтении, накануне второго чтения перестала устраивать депутатов, и они хотят изменить ее текст и доработать с учетом поступивших замечаний. Участники слушаний рекомендуют правительству учесть все замечания от общественных организаций, Контрольно-счетной палаты и других инстанций.

Представитель губернатора в ЗС Роман Буянов напомнил, что закон, принятый в первом чтении, могут дорабатывать только депутаты, правительство же готово принять участие в рассмотрении предложений и замечаний. Депутаты – участники слушаний – приняли итоговые рекомендации большинством голосов при нескольких воздержавшихся.

– Губернатор и правительство региона для реализации национальных проектов в 2018 году после выхода указов президента РФ подготовили все необходимые поправки. Эти поправки правительством в документ внесены, никаких дополнительных доработок не требуется. В первом чтении закон находится у депутатов третий год. Документ должен быть в ближайшее время принят во втором и третьем окончательном чтениях. Мы надеемся, что депутатский корпус будет настроен на принятие стратегии как основополагающего документа развития региона, – прокомментировал решение депутатов Антон Логашов.


Стратегия развития Прибайкалья: спор продолжается
19:34
442
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...