Итоги месяца в режиме ЧС: когда река Чуна вошла в русло

Больше месяца в режиме ЧС – для района уникальная ситуация. Еще долго чунская земля будет приходить в себя после наводнения, еще долго будут восстанавливаться подтопленные дома и объекты инфраструктуры. Еще долго пострадавшие от паводка жители будут входить в привычный ритм жизни, а власти – возвращаться к обычному ритму управления, где в повестке нет слова «паводок».

Буквально десять минут между делами, которые нельзя отложить даже на этот короткий срок – ровно столько времени смог выделить для этого блиц-интервью мэр района Валерий Тюменцев. Тема беседы – своеобразный итог месяца, который прошел под знаком ЧС.

— Валерий Григорьевич, за срок Вашего пребывания на посту мэра района минувшее наводнение — уже третье по счету.  Чем последнее отличалось от предыдущих двух в 2006 и 2010 годах?

— В первую очередь, силой и масштабом последствий. Ждали «волну» не выше критической, она оказалась вдвое выше. И на областном, и на районном уровне в зону возможного подтопления всегда были включены только четыре населенных пункта — Пионерский, Октябрьский, Тахтамай и Бунбуй.  Безопасности в них всегда и уделялось основное внимание. А в этом году в зону подтопления попали сразу 20 населенных пунктов. И наводнение началось с Приудинска, который вообще никогда не подтапливало. Причем поселок полностью ушел под воду в считанные часы.

В два последующих дня ситуация в той или иной степени повторилась еще в шести муниципальных образованиях. Расстояния между подтопленными территориями значительные, сил и средств для эвакуации людей и потребовалось очень много. Всего в зоне подтопления оказалось 577 одно- и двухквартирных домов (всего 812 помещений), 781 приусадебный участок общей площадью около 175 гектаров, пострадали 2972 человека, в том числе 594 ребенка. Самые большие разрушения вода принесла в Октябрьский. Там затопленными оказались 316 жилых домов с количеством населения 1338 человек, из них 192 ребенка. Уничтожено около 250 гектаров сельхозпосевов, большой урон нанесен поголовью животных в одном из фермерских хозяйств, погибло много домашнего скота.

Кроме того, есть потери в социальной сфере: были подтоплены ФАПы в Тахтамае и Приудинске, школа, детский сад, Досуговый центр, стадион и здание администрации в Октябрьском, порядка пяти километров автодорог, повреждены мосты в Октябрьском и через ручей Джидыкан, унесен мост через речку Баер. Немало повреждений пришлось устранять на линиях электропередач.  Во время предыдущих наводнений ни социальная сфера, ни жилой сектор так сильно не пострадали, а из самых ощутимых потерь назову пешеходный мост в Веселом и автомобильный в Балтурино. Как сказал Президент Владимир Путин, когда прилетал в область и встречался с мэрами подтопленных территорий, в сравнении со Ставропольем и Владивостоком, затопленных в прошлом и позапрошлом годах, Иркутская область пострадала намного сильнее.

— Как Вы оцениваете качество первого реагирования всех ответственных служб, глав поселений?

— С самого начала подъема воды и по сей день мы работаем в тесной связке: администрации района и муниципальных образований, Единая дежурно-диспетчерская служба, МЧС, районная больница, правоохранительные органы, социальные службы, дорожники. Готовность к бедствию такого масштаба должна быть высокой, и меры должны быть адекватными. Но все же без некоторых нюансов не обошлось, хотя с основными задачами мы справились. Если конкретно говорить о реакции глав поселений, то в их действия с момента объявления ЧС пришлось вносить коррективы. Это касается глав Мухинского и Октябрьского МО. Мы знаем, какая в Приудинске и Октябрьском была ситуация. Пришлось им помогать. Все понимали, что от этих решений зависят человеческие судьбы. Мы своевременно привлекли профессиональных спасателей, дополнительные силы МЧС.

Ситуацию осложняло то, что люди нередко отказывались покидать подтопленные места, а потом, когда положение ухудшалось, и добраться до них становилось намного труднее, они просили о помощи. Но все сигналы силами администраций, штаба ЧС, подразделениями МЧС, волонтерами были отработаны, и людей спасали порой с большим риском. Для эвакуации из Бунбуя даже пришлось привлекать вертолет. По счастью, нам удалось не допустить человеческих жертв.

Конечно, нельзя не сказать о большой профилактической работе, которая проводится ежегодно: это подготовка гидрологических паспортов в каждом расположенном на берегу поселении, создание материальных и технических резервов на случай эвакуации населения и ликвидации последствий ЧС, создание финансового фонда в бюджете, наличие и готовность систем оповещения в муниципалитетах, контроль за гидрологической обстановкой. Очень помогли регулярно проходящие в районе командно-штабные учения. Практический опыт всегда полезен, а при ЧС- особенно. Эти навыки мы уже применяли в 2010 году, когда пришлось эвакуировать людей в Балтуринском МО. В этом году, к сожалению, опыт пришлось применять намного шире, в том числе и по организации пунктов временного размещения и долговременного пребывания людей.

— Как построена и выполняется работа по оценке ущерба населению, социальным объектам, инфраструктуре? Какие виды возмещения предусмотрены?

— Консультации о видах и размере компенсаций люди получают с первых дней от администрации района, глав поселений, социальных служб, через средства массовой информации. Разъяснительная работа продолжается и сейчас, межведомственная рабочая группа с этой целью посещает все подтопленные территории, открыты два информационных центра, которые работают без выходных.

Оценка ущерба в жилом секторе подходит к завершению, она проводится в три этапа: первичное обследование муниципальными комиссиями, оценка независимых специалистов, которые готовят смету и заключение, и вынесение окончательного решения по сносу или капитальному ремонту подтопленного жилья. После этого люди получат либо жилищные сертификаты, либо землю и средства на строительство, либо средства на капремонт.

Отмечу, что «живых» денег на руки не увидит никто, а капремонт будут централизованно проводить специализированные бригады. Желающие могут делать его сами, но работу им никто не оплатит, а чеки на приобретенные материалы нужно сохранять, чтобы потом компенсировать их стоимость. Отдельно хочу сказать о работе муниципальных комиссий. В сильно подтопленных поселениях подворовой обход и предварительная оценка, а потом подготовка нужных бумаг и составление списков – это был огромный труд в очень непростых условиях. Сроки ставились крайне жесткие. На помощь приходили специалисты районной администрации. А над списками и в поселениях, и в администрации района сидели ночами и едва ли не сутками.

Выплаты единовременного пособия в 10 тысяч рублей и компенсации за утраченное или поврежденное имущество жители уже получили, кроме тех, кто устанавливает факт проживания через суд, у них могут быть некоторые задержки с выплатой. То же самое и с жилищными сертификатами и суммами на ремонт. Право их получить имеет только собственник пострадавшего жилья. Подобные дела районный суд рассматривает в экстренном порядке, все они решаются в пользу людей.  На сегодня удовлетворено уже больше 200 заявлений в отношении почти 400 жителей, очень много находится на рассмотрении. Решения выносятся практически каждый день.

Что касается объектов социальной сферы, то их судьба частично уже известна. Школу в Октябрьском уже начали ремонтировать, нужно успеть все сделать к началу учебного года. Детсад в этом же поселке придется отстраивать заново, над этим сейчас работаем вместе с областными министерствами. ФАП в Приудинске запланирован новый на будущий год, в Тахтамае будет работать передвижной фельдшерско-акушерский пункт. По остальным объектам решение за собственником – администрацией Октябрьского МО.

— Поступала ли в район финансовая помощь на ликвидацию ЧС из вышестоящих бюджетов? Каковы были итоги совещаний с участием президента Владимира Путина, зампреда правительства РФ Виталия Мутко, министра труда и соцзащиты Максима Топилина?

— В июне-июле прошло несколько встреч и совещаний с представителями высшего руководства страны и области. На них анализировалась обстановка с паводком и его ликвидацией в целом и по каждой территории в частности. Главный упор на этих совещаниях делался на максимально оперативную помощь людям: это все положенные выплаты, предоставление временного жилья, обеспечение продуктами и предметами первой необходимости, обследование пострадавших домов, помощь в трудоустройстве, социальное обеспечение. Иначе, наверное, и быть не могло, ведь бедствию в Иркутской области Президент присвоил федеральный статус. Поэтому и боролись с ним все уровни власти – от федерации до муниципалитета.

Финансовую помощь на ликвидацию последствий паводка Чунский район, конечно же, получает, но опосредованно, по разным направлениям: социальной защиты, ряда министерств, Дорожной службы, службы занятости и так далее. Сумму убытков по району я сейчас не назову, примерная картина будет ясна позже, когда появятся конечные цифры по компенсациям, ремонтам, строительству, возмещению фермерам и предпринимателям. Но основную долю потерь возмещает, конечно же, федеральный бюджет.

— Насколько действенным был сбор для наших пострадавших гуманитарной помощи?

— Каждый, кто хотя бы поверхностно знает об объемах поступившей к нам гуманитарной помощи, был поражен отзывчивостью как местных, так и иногородних жителей, организаций, предприятий, предпринимателей, общественников. Через пункты приема и выдачи прошли десятки тонн гуманитарного груза, весь он передан пострадавшему населению. Разгрузка и сортировка шла вручную, при необходимости — круглосуточно, чтобы быстрее обеспечить людей. Многие отправители интересовались, в чем именно у нас нужда, и учитывали наши пожелания.  Я не могу здесь перечислить всех, кто откликнулся, кто причастен к сбору и распределению гуманитарной помощи, но хочу от души поблагодарить каждого из них за умение чувствовать чужую беду и действенную помощь. Если бы не гуманитарная помощь, было бы несравнимо труднее предоставить людям все необходимое.

—  Все оперативные службы уже месяц работают в усиленном режиме. Когда в районе планируется отмена ЧС?

— В течение ближайших недель режим ЧС у нас сохранится – и потому, что еще не завершена ликвидация последствий паводка, и потому, что река вновь преподносит нам сюрпризы. На днях опять зафиксировано повышение уровня воды. Надеюсь, в этот раз беда обойдет нас стороной. Если, не дай Бог, затронет нас – мы к ней готовы.

Материал опубликован на сайте районной администрации.

ИА «Чуна24»

Поделитесь новостью с друзьями!
14:02
619
Чуна24
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...