Быть болельщиком – это работа

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА 
Знаете, какая хоккейная игра для меня стала самой яркой по эмоциям в прошлом сезоне? Как ни странно, это был не матч команды Суперлиги. А игра молодежной «Байкал-Энергии»-2 с красноярским «Енисеем»-2. 
Ника ПЕСЧИНСКАЯ

В последние годы наша молодежная команда «Байкал-Энергия»-2 прочно обосновалась на последнем месте, и все уже как-то привыкли к этому. А ведь основу команды составляют игроки 1996 года рождения, которые в свое время были вторыми в России и являлись ближайшим резервом и надеждой команды мастеров. Ведь была же у этих мальчишек психология победителей, и талант, и желание. Что произошло, в какой момент мы начали терять иркутский хоккей?..

Официальная позиция руководства клуба «Байкал-Энергия»: у нас нет своей школы, поэтому мы брали и будем брать приезжих. Болельщики хотят шоу. «А вы посмотрите на молодежную команду, они на последнем месте идут, из кого там выбирать?»

Однажды, почитав гневные комментарии болельщиков, которые вообще не понимали, зачем нужна такая команда, я подумала: а может, с помощью болельщиков реально что-то изменить? Пускай клуб перед молодежной командой задач не ставит, но что, если это сделают сами болельщики? Давайте попробуем сделать, чтобы «Байкал-Энергия»-2 ушла с последнего места! Для этого нам понадобится просто прийти и поболеть. Как ни странно, но этот простой призыв как раз некоторых и завел.

Задача должна быть простая и понятная. Копать от забора до обеда. Написать за неделю не меньше трех материалов о хоккее с мячом. Прийти и поддержать команду так, чтобы она выиграла.

А то, что у нас часто обсуждают под видом задач – «побеждать в каждом матче», «поддерживать свою команду», «стремиться попасть в команду мастеров» – на самом деле ими вовсе не являются. Правильно поставленная задача должна иметь сроки, начало и окончание. И чтобы ее обязательно можно было измерить: в какой степени получилось?

Моя задача на прошлый сезон звучала так: попытаться привлечь немножко внимания к команде и доказать, что это можно сделать без финансовых затрат. Помнится, меня спросили тогда: что ты сочтешь успехом? Я ответила: если к концу сезона хотя бы десять-пятнадцать человек будет ходить… Потому что играем в 13.00, часто в будни, очень сложно кого-то заманить. Так вот, если хотя бы десять-двадцать человек наберем, и не родителей игроков, которые и так ходят, а именно болельщиков, которые придут, потому что им интересен результат, — вот это будет уже маленькое достижение. Мало? А как вы хотели, не все сразу. В спорте надежный результат нарабатывается годами.

Начала со знакомых – уговаривала, заманивала как раз вот этим: простотой задачи. Ведь бывает, что на выезде двое-трое приезжих перекрикивают местных. Давайте просто придем! Ну и пусть нас будет немного. Двое – лучше, чем никого, а трое – уже прогресс. Каждый человек был важен.

Попутно давала, где только могла, анонсы игр. Редакторы СМИ пошли навстречу, стали тоже публиковать новости о команде. Чего раньше не было. 
Потихоньку народ заинтересовался. Первый эффект был, когда на матчах Суперлиги люди подходили и спрашивали: а когда там молодежка играет? Раньше этого не было. Попутно росло количество просмотров игр: если в декабре наши, скажем прямо, совсем любительские прямые эфиры Вконтакте набирали около трехсот просмотров, то к февралю – уже больше десяти тысяч. Это как раз и есть тот рост, который можно измерить.

Дальше – больше. У игроков появились свои поклонники. Начинающий журналист Саша Гаврилов фотографировался с Иваном Соловьевым, фотограф Лера Нестерова объявила себя поклонницей Никиты Корытова, а болельщик Данила Кузнецов активно болел за Вадима Бочкарева. В общем, понемногу процесс пошел.

А затем, как это иногда бывает, ситуация пошла жить своей жизнью. Произошло то, на что я никак не рассчитывала: ребята заиграли иначе, них загорелись глаза. Те немногие болельщики, которые приходили, дожидались после игры, делали свое дело.

И настал тот самый матч, о котором я пишу. Сначала, 30 января, иркутяне с крупным счетом обыграли одного из лидеров – идущий вторым красноярский «Енисей»-2. Для сравнения: в декабре иркутяне на выезде уступили ему 6:11 и 5:9. А тут дома выиграли 6:2! При поддержке своих, пусть и немногочисленных, болельщиков. Но красноярские игроки после игры сами сказали, что просто не настроились. Видать, не ожидали такой прыти от аутсайдеров! И на следующий день, сказали, все будет иначе. Но наши уже тоже вкусили радость победы и не хотят уступать.
И вот мы собрали, кого могли, в том числе и тех, кто никогда на хоккее не был. Объяснила: дескать, «Енисей»-2 в лидерах, а мы его вчера обыграли, и сегодня он будет мстить!

— Ого! – сказала моя подружка Вера и пошла впервые в жизни на хоккей. Ей стало интересно.

Я вот сейчас открыла протокол той игры, чтобы посмотреть детали. И будто вернулась туда, в то время: зима, стадион «Рекорд»… Даже вспомнилось, что было тепло, и мы стояли без перчаток… Хлопать удобно!

Телефон, чтобы вести видеотрансляцию, я отдала студенту Саше Гаврилову, а сама пошла на трибуны. Наша компания была – человек пять, и были еще незнакомые нам болельщики. Всего набралось человек двадцать, не считая родителей.

— Вот смотри, когда наши забьют, надо кричать: «Мо-лод-цы!» — объясняла я Вере, — а когда наши бьют угловой – надо топать и хлопать.

Наши забили довольно быстро.

— Надо кричать? – спросила Вера. Но я как-то застеснялась.

— Да уже ладно… Давай в следующий раз.

А болельщик Данила сказал:

— Эх!.. Так ведь молодые игроки сейчас точно так же, как ты, думают: подключиться к атаке или потом? Сейчас побежать или попозже?..

В общем, не сразу, но мы включились в игру. Вот это очень точное слово: включились, как вилка в розетку, и ток побежал. Мы громко кричали, и игроки ускорялись, как по волшебству. А потом они бежали с мячом и тем самым заводили трибуны, которые начинали отчаянно болеть. Произошло чудо болельщика: мы объединились.

Я не знаю, откуда это берется, вот эта синергия, это единение двух целых, которое в сумме дает гораздо больше. Но это произошло. Игра шла мяч в мяч: наши открыли счет, потом пропустили, первый тайм 2:2. Как же мы нервно переговаривались в перерыве, с каким волнением ждали его окончания.

Во втором тайме наши забили – о счастье, мы впереди! Но красноярцы сравняли – 3:3, а играть еще полтайма.
— Одежда моя и вещи на трибуне, а сам я сейчас весь там, с ними, на поле! – сказал тогда болельщик Данила. 
— Держи!!! – кричали мы каждый раз, когда били по нашим воротам. И когда вратарь Никита Корытов спасал ворота, то в душе наступал будто маленький праздник. Удержать ничью – уже будет счастьем. 
Но настоящий праздник был еще впереди. За три минуты до конца иркутяне выходят вперед – 4:3! Но «Енисей»-2 атакует оставшееся время, мы сорвали голоса, призывая держать, считали минуты, потом секунды до конца игры… И вот он, свисток! Победа 4:3.

Молодежная команда раньше не имела традиции подъезжать к трибунам и благодарить зрителей. А тут игроки долго хлопали трибунам, а мы долго не отпускали их, как артистов со сцены:

— Мо-лод-цы!

Я до сих пор не знаю, что произошло тогда. Наверное, это было обыкновенное чудо болельщика, когда все получается – и на льду, и на трибуне. Но знаю одно: если бы почти все болельщики не включились тогда, в самом начале, — возможно, ничего бы и не было. А так мы были как одно целое: и незнакомые люди на большой трибуне, и родители на противоположной, и те, кто на льду. И каждый был благодарен другому за доставленные эмоции. Вот после таких игр и хочется идти еще и друзей звать.

И… как-то стало отчетливо ясно: быть болельщиком – это тоже работа. Нервная, тяжелая, физическая. Подключаться к каждой атаке, к каждому моменту, защищать свои ворота вместе с вратарем. Вот тогда будет тебе праздник. Помню, мы искренне жалели, когда сезон игр Высшей лиги для иркутян закончился.

Бывалые болельщики потом ерничали: подумаешь, выиграли! И уровень турнира не самый главный, и в целом-то задача оказалась не решена. Уйти с последнего места «Байкал-Энергии»-2 тогда не удалось, уж слишком много очков было потеряно в начале сезона. 
Но вот что важно: если цель была правильная, и шел ты к ней верным путем, то это не самое страшное, если ты чего-то в этот раз не сумел. Важно, насколько ты изменился на пути к цели. И если изменение произошло, если ты стал другим – то дойдешь обязательно. Если, конечно, уже не будет слишком поздно.

Сохранить ту команду 1996 года нам не удалось. В межсезонье уехал в «Восток» (Арсеньев) один из лидеров Никита Никитин, Павел Волков будет играть за «Никельщик», это на западе. А Григорий Макогон и вратарь Вадим Бочкарев совсем закончил с хоккеем. Но сама команда-то есть, ее пополнили более молодые игроки. И мы можем хоть что-то сделать для иркутского хоккея, если просто, хотя бы несколько раз за сезон, придем на игры.

Не забывайте: быть болельщиком – это работа.

И никто за нас ее не сделает. 

16:40
490
ИА «Байкал24»
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...