Сергей Мамонов: Оставаться людьми в любой ситуации

Незаметно подкрался ноябрь, а значит и профессиональный праздник сотрудников органов внутренних дел. По традиции, в это время в СМИ появляются материалы о непростых буднях полиции – чаще хвалебные оды, не всегда близкие к реальности, пафосные и щедрые на высокопарные сравнения. Признаюсь, грешим этим и мы. Но сегодняшний разговор с начальником ОМВД по Чунскому району подполковником полиции Сергеем Мамоновым – честный разговор о том, как оно есть на самом деле. О службе, кадрах и человечности в нашем интервью.

Сергей Владимирович, почти 30 лет в полиции. Для чего Вам это? Я понимаю, что у нас принято, отвечая на этот вопрос, говорить про долг, службу на благо общества, но неужели этой действительно так? 

Наверное, это уже привычка, стиль жизни. Пришел в милицию – хотелось романтики. Интересно было, захватывало. Романтика со временем выветрилась, а привычка осталась. Что-то держит. Я не могу даже себе ответить на этот вопрос. Особенно утром: подводишь итоги работы следственно-оперативной группы, например, и сам себе задаешь вопрос: что я до сих пор здесь делаю? Максимальная выслуга уже есть, больше не будет. Ответа нет.  Конечно, бывает трудно, иногда возникает желание встать и уйти, но это быстро проходит. Стыдно бросить на полпути. Уйти значит сдаться. Получается, что не смог – по-другому люди ведь не расценят, да и я сам.

Знаю, что Вам пришлось поездить по области, несколько раз поменять место службы. Почему одни люди сидят десятилетиями на одном месте, а другие ведут, так скажем, кочевой образ жизни? От чего это зависит?

В первую очередь, от самого человека. Время от времени мне нужно выходить из зоны комфорта. В Усолье я работал пять лет, дважды за это время съездил в командировку на Кавказ. Пришел момент, и мне стало просто скучно. В итоге оказался здесь.

Начинал служить в Иркутске. Затем Нижнеилимский район, Ольхонский, Усть-Кутский, Усольский и, наконец, Чунский — шестая территория, где я работаю. Работал милиционером ППС, помощником оперативного дежурного, участковым, старшим участковым, заместителем начальника отдела. Ольхонский район покидал в должности начальника отдела, возглавлял отдел МВД в Усолье. Работа знакома, начиная с самой первой ступеньки.

Какая территория Вам особенно дорога? Куда хотелось бы вернуться?

Тянет туда, где моя семья, но привязки к местности у меня нет. Я в душе цыган. У меня нет понятия отчий дом, как-то так получилось. Родители уехали в Красноярск, и он не стал от этого родным, хотя там и отец, и сестра, и племянники. Чужой город. Хороший, но чужой. Родился я на Волге, потом жили в Краснодарском крайне, а в 1975 году папа с семьей приехал в Иркутскую область, по плану – всего на три года. И до сих пор я здесь. Теперь я, можно сказать, сибиряк. Но без корней.

Что требуется от сотрудника полиции?

Самоотдача. Психологические, физические затраты. Со своим личным временем точно считаться не приходится. Даже в выходные сотрудник не отдыхает и себе не принадлежит, потому что в любой момент могут вызвать на службу. Ну и нужно стараться к людям по- человечески относиться.

У Вас получается?

Психологи говорят, что нет. Мы вообще для общества люди потерянные. Я чувствую на себе профессиональную деформацию, со временем появилась излишняя подозрительность, сложно доверять людям – себе-то через раз веришь. Накладывает свой отпечаток и общение с определенным кругом людей – не самой лучшей частью населения. Многое же зависит от того, как мы разговариваем, с кем и о чем. Опять же замкнутость в коллективе – общаемся больше между собой и все, и нет другой жизни. Сложно найти себя на гражданке бывшему полицейскому. Смотрю на своих коллег, которые уже вышли на пенсию: адаптация тяжело проходит, особенно в возрасте за сорок. Поэтому я в какой-то мере понимаю молодежь, которая, отработав минимальное время, уходит. Чем человек моложе, тем проще найти себя на воле.

А нет ощущения, что вся работа — это борьба с ветряными мельницами, как песок сквозь пальцы? Сражаешься с преступностью, а меньше не становится…

Конечно, нет. Если подходить к службе с таким отношением, то здесь вообще нет никакого смысла работать. Я работал в девяностые, и мне есть с чем сравнить. Это было ужасное время, даже вспоминать не хочется. Характер преступлений меняется, тяжесть. В Чунском районе преобладают хищения. Тащат все, что не приколочено, а что приколочено – оторвут и тоже украдут. Сказывается социальное положение, специфика района. А так как раньше убивали, грабили – ведь нет такого. Маленькими, но верными шагами мы идем к более светлому будущему.

Сергей Владимирович, начальник отдела МВД – кто он? Человек, который сидит на одном месте и лишь отдает распоряжения, или все-таки приходится вникать в тонкости работы?  

Конечно, нужно быть в курсе всего, что происходит в районе. Мой рабочий день начинается в 6.40 утра с ознакомления с оперативной обстановкой, кроме того, в течение суток докладывают о каждой регистрации о происшествиях. Затем заслушивание следственно-оперативной группы. В семь утра они заходят ко мне в кабинет, докладывают о том, что случилось за сутки: правонарушения, преступления, что сделано. Изучается материал, дается оценка. Если надо — отдаю на доработку, либо принимаются процессуальные решения. Далее подведение итогов за сутки на уровне главного управления в режиме селекторной связи. В 8.00 постановка задач коллективу, в 8.45 начинается рабочий день для всего личного состава. В 18.00 подведение итогов дня. Вечером работаю с бумагами, потому что в течение дня это делать невозможно. Если не вникать, не видеть проблем, то не получится эффективно работать. Кроме того, у нас одна из форм работы – личный пример.

На происшествия выезжаете?

В соответствии с приказом главного управления, я обязан выезжать на место преступления, если оно тяжкое или особо тяжкое, а также те, которые могут вызвать резонанс в обществе.  Вообще этот год сложный для личного состава и для всего района в целом. Сначала мы горели, потом тонули…

Раз уж заговорили про наводнение – каким образом полиция принимала участие в ликвидации последствий стихийного бедствия?

Когда был введен режим повышенной готовности, возникла угроза подтопления, мы оповещали людей о возможной эвакуации. Работали в Октябрьском, в помощь администрации выделяли машину с громкоговорителем.  При эвакуации сотрудники помогали жителям. Во время ЧС наша главная задача — охрана общественного порядка в населенных пунктах, в пунктах временного размещения пострадавших. Удалось не допустить всплеска преступности в период ЧС.  Считаю, что сотрудники ОМВД достойно справились с задачей, часть личного состава поощрена правами начальника главного управления.

Сергей Владимирович, не могу не спросить про незаконные рубки. Как бороться?  

Это боль. Уже моя личная боль. Мы на особом контроле в области, хоть незаконных рубок и стало меньше. Но раскрываемость оставляет желать лучшего. Признаю – те меры, которые мы предпринимали, оказались неэффективными. Управление оказывает помощь методическую, практическую, пересматриваем свои позиции, в каком направлении двигаться. Как бороться? Надо просто работать. Невозможно около каждой сосны полицейского поставить, но эффективные методы мы найдем.

Как Чуна Вас встретила? Вы здесь чуть больше года, с территорией уже знакомы. Есть ли принципиальные отличия от других районов области?

Отличий особых нет, северные территории похожи между собой. Печалит отсутствие работы, а в целом проблемы везде одни и те же. Что касается людей — сибиряки всегда поймут друг друга. Мы от других отличаемся, от тех, которые за Уралом.

Работоспособность отдела как оцениваете? Вы сюда приехали как начальник, в сложившийся коллектив.

Оценивает нашу работоспособность население. Скажу так: отдел в состоянии выполнять поставленные задачи, а вот насколько это устраивает жителей…

Нет таких данных? Часто на сотрудников жалуются?

В часы приема приходят граждане, бывает, что жалуются. Но понимаете в чем дело: не все люди понимают специфику нашей работы. Считают, что мы недостаточно эффективны, но при этом не всегда понимают, что мы должны делать. Путают нас с социальными службами, МЧС, с органами власти. Нет понимания того, чем должен заниматься полицейский. Конечно, всех слушаем, всех записываем, на все жалобы отвечаем, разъясняем, оказываем помощь.

На что еще жалуются?

На все. Свет отключили за неуплату. Дороги плохие. Собаки бегают. Собаки – это вопрос муниципалитета. Иногда сам отвечаю на такие звонки, спрашиваю: собака опасная? Если опасна, создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, сотрудники приедут и ее просто уничтожат. Отвечают: нет, она просто бегает. Но отлов бродячих собак – это вопрос местных властей, точнее, областные полномочия, переданные на местный уровень.  Но граждане считают, что мы должны приехать и поймать всех собак. Много таких вопросов. С другой стороны, это и наша недоработка: значит, не в полной мере доводим до людей, чем занимаемся.

Есть в районе проблема с участковыми, знаю, что этот вопрос поднимался неоднократно на районной Думе, жалуются жители. Например, в Веселом говорят, что не знают своего участкового, но я помню, как Вы, вместе с участковым, приехали туда на прием, и почти никто не пришел.

Да, люди не приходят, когда мы выезжаем в территории. Люди не приходят на отчетные встречи с участковыми, на личный прием начальников служб. Может быть, это специфика сельского населения. Как говорят — пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Нет проблемы и полиция не нужна. Есть проблема – дайте решение мгновенно. Кадровая ситуация у нас сложная, некомплект в подразделении участковых. Люди считают возможным уйти на пенсию с минимальной выслугой. Каждый выбирает для себя. Кто-то с нагрузкой не справляется, кто-то по другим причинам.

Нагрузки у вас, как я понимаю, серьезные?

Все в мире относительно, смотря с чем сравнивать. Если с тем, как работают наши соседи-братчане, то мы почти на курорте. В крупных городах многократно сложнее, но и здесь непросто, много времени надо уделять работе. Проблема не в том, что уходят – это обычный процесс в системе: кто-то ушел, кто-то пришел. Сбой у нас в том, что уходят, но не приходят, не можем найти замену: жесткие требования при трудоустройстве, не все желающие могут пройти военно-врачебную комиссию, не у всех должное образование.

Сергей Владимирович, давно уже ходит слух о том, что отдел в Чунском районе расформируют. Нет ли такой вероятности?

Нет, такой вероятности нет. Мы орган внутренних дел, утверждены министерским приказом. И решение такое может быть принято только на уровне министра внутренних дел. Наше географическое положение таково, что расформирование отдела только усугубит ситуацию, даже если теоретически рассматривать присоединение к Братску или Тайшету. Я даже не слышал в официальных кругах, что рассматривается такой вопрос.

Как обстоят дела в ГИБДД? На введение дополнительной ставки ДПС есть надежда?

У нас нет сильной транспортной загруженности, отсутствуют федеральные дороги. При наших нагрузочных показателях нет оснований об этом говорить. Да, аварийность немаленькая, пьяных за рулем хватает, но нет и повышения этих показателей. Не допущено ни роста ДТП, ни увеличения пострадавших. Справляемся. Я просто знаю, какая нагрузка на сотрудников ГАИ в других отделах. И мне сложно представить, какими словами я должен мотивировать свое руководство выделить мне людей. Ситуация на дорогах стабильна и опасений не вызывает.

Очень популярны группы в мессенджерах, «Анти-ДПС» или вроде того, как относитесь к ним?

Я сам состою в одной такой группе, и отношусь к этому как к одной из форм профилактики. Узнает нарушитель, что сотрудник ДПС где-то дежурит, возможно, и не поедет никуда. Как с этим бороться? Это же невозможно. Не можешь что-то изменить — измени отношение к этому. Группа иногда помогает мне контролировать своих сотрудников, потому что я доподлинно знаю, где они стоят и какой период времени. Мы живем в век технологий, остается смириться, привыкнуть, жить с этим и извлекать какую-то пользу.

Что бы Вы пожелали сотрудникам ОМВД в праздник?

Оставаться людьми в любой ситуации. И общечеловеческих радостей: здоровья, благополучия, семейного счастья. Поздравляю и наших ветеранов. Они о нас помнят, передают свой опыт молодым сотрудникам, это важно и ценно.

Екатерина Емелина,
«Чунский край»

Поделитесь новостью с друзьями!
22:04
585
Чуна24
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...