Сказка – ложь, да в ней намек: есть ли у нас демократия? а государство?

Логика – удивительная наука (как, впрочем, и все остальные). С ее помощью можно доказать, казалось бы, недоказуемые или как минимум парадоксальные вещи. Поэтому и дальнейшие рассуждения не то чтобы являются серьезными. Но, как известно, в каждой шутке только доля шутки, а остальное – пища для размышлений, пусть и не вполне серьезных. Итак…  

Можно услышать разные, порой взаимоисключающие ответы на этот вопрос. «Нет и не надо», – утверждают одни. «Ее слишком много, надо бы урезать», – полагают другие. «К сожалению, нет», – считают третьи. «Не надо» или «к сожалению» – это кому как. А вот то, что нет, да и не было, подмечено верно.


От преемника к преемнику: с 1991 года в России не было смены власти на федеральном уровне. Фото zen.yandex.ru

Можно возразить: «Ну как же – вон Конституция, в ней сказано…». Что ж, в Конституции много чего сказано – правда, мало кто в нашей стране ее читал. А раз не читал, то и представления соответствующие. Например, только треть опрошенных считает, что источником власти в России является народ, зато две трети – что президент. Как говорится, почувствуйте разницу.

Демократия предполагает обязательную смену власти через выборы. То есть сначала у власти одни (одна партия, коалиция, блок и т д.), затем они уходят в оппозицию, а та, напротив, становится властью. Что у нас? С 1991 года, когда завершилось правление КПСС, и до сих пор смены власти не было ни разу. То есть вначале президентом был Борис Ельцин, затем стал его преемник Владимир Путин.

Реальным проявлением демократии будет поражение действующего главы государства на выборах и, соответственно, победа и приход к власти оппозиционного кандидата. Или хотя бы поражение президентского преемника. Или – уж совсем скромно – поражение партии парламентского большинства и переход этого большинства в оппозицию, а оппозиция берет власть на федеральном уровне. Повторно: в России из приведенного списка не было ни-че-го.

Посему: чего нет, того нет. И те, кто утверждает, что «по уши наелись вашей демократией», перепутали ее с чем-то другим. Может быть, ввела в заблуждение вывеска. Но в рекламе, сами знаете, бывает, и не такое напишут.

Однако… Исходя из приведенных соображений, выходит, не только, что у нас, в России, нет демократии, а она есть в странах Северной Америки, Западной Европы, в Индии, Австралии, Новой Зеландии и даже в большинстве государств Африки и Латинской Америки. Но, выходит, таковая имеется даже на Украине: у них сменилось уже шесть президентов, причем троим (Кравчук, Ющенко и Порошенко) не удалась попытка избраться на второй срок. Да и вообще два срока полномочий отбыл только Леонид Кучма. А уж сколько раз менялся расклад в парламенте (Верховной раде) – и не счесть…

Дальше, чтобы уж совсем по большому счету: а есть ли у нас государство? Опять, казалось бы, абсурдный вопрос, даже нет смысла тратить время и место, доказывая, что, конечно же, есть. И уж не в пример разгульно-хаотичной Украине крепкое и мощное. Так-то оно так, только одним из элементов крепкого государства (точнее – государственной системы) является его незацикленность на одном-единственном лидере. Вот, к примеру, меняются президенты США: Картер, Рейган, Буш-старший, Клинтон, Буш-младший, Обама, Трамп. А за государственную систему при этом никто и не волнуется – как была, так и осталась. То есть президенты приходят и уходят, а государство остается в неизменном виде. Примерно так же во Франции, Британии, Германии, Испании, Италии, Японии и т.д. И даже в Незалежной, удивительно, но почти так.


Уже не первый президент Украины приходит к власти, побеждая на выборах своего предшественника. Фото yandex.ua

А у нас чуть ли не официально считается, что «есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России». Многие вообще не представляют, а то и не хотят представить, что Российское государство может существовать без нынешнего президента, а если и может, то каким оно будет. Отсюда значимость и напряженность темы «Транзит 2024», связанной с передачей (или непередачей) власти.

Кстати, прозвучало ключевое слово – власть. Ситуацию, когда государственное устройство завязано на единоличное руководство («Государство – это я» Людовика XIV) при всех формальных «причиндалах» (декорациях, муляжах) демократии, можно назвать вертикалью власти. Можно режимом личной власти. Но это именно и в первую очередь власть. А государство – во вторую, потому как система управления вторична по отношению к лидеру, и велика вероятность, что изменится после его ухода. Выходит, власть у нас точно есть, а вот с государством ситуация сложнее. Так что и обвинения в адрес юго-западных соседей, что у них-де нет государства, с этой точки зрения весьма спорные.

Впрочем, как уже сказано, что-то в этих рассуждениях может быть чрезмерно заострено, что-то преувеличено. Однако стоит повторить: в каждой шутке…

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»      

 


00:20
307
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...